Проблема образования и духовного совершенствования все острее и острее ставится в современном светском секулярном обществе. Потому что современное общество, покидая Евангельский путь, оставляя христианское наследие и становясь на путь секулярный, используя лишь человеческие достижения для формирования мировоззрения и устроения жизни, все более и более делает образование автономным, обособляя, ставя в независимость его от духовного совершенствования, что в христианском обществе было всегда связанным, т.е. образование и духовное воспитание были двумя сторонами единого процесса христианского воспитания. Они не только не обособлялись, не отрывались друг от друга, но даже не предполагались друг без друга, не рассматривались как независимые явления. Более того, в христианском воспитании образование и духовное совершенствование зависели друг от друга, имели цель друг в друге, составляли одно целое, переплетаясь в обоюдном процессе формирования личности.

Дистанцируясь друг от друга в современном обществе, образование и духовное совершенствование все более закрываются в себе, образуя два автономных процесса в становлении личности.

И это уже четко наблюдается в формулировках содержания термина образование в словарях и энциклопедиях, где говорится, что образование - это или лишь «получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение» (Толковый словарь Ожегова, ср.: Энциклопедия социологии), или просто «совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения».  (Толковый словарь Ушакова). Такое же отрешенное формулирование образования дается и в Современной энциклопедии: «Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно-эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности» (ср.: Большой Энциклопедический словарь; Финансовый словарь). Даже Философская энциклопедия, пытаясь вести речь о духовной и нравственной составляющих этого процесса, ничего не говорит о совершенствовании личности, о ее внутреннем возрастании, указывая лишь на то, что образование есть «духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека».

Как видим, образование в секулярном обществе мыслится как совокупность усвоенных человеком знаний, которые лишь составляют его облик, образ и совсем ничего не говорится о связи их с развитием внутренней жизни человека. Даже само воспитание является лишь воздействием общества на развивающегося человека, или в узком смысле слова планомерным воздействием родителей и школы на воспитанника (Философская энциклопедия; Толковый словарь Ушакова; Толковый словарь русского языка Кузнецова). Большой Энциклопедический словарь, хотя и говорит, что воспитание есть целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества и осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей, в котором взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты, учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др., но совсем не ведет речи о внутреннем, сердечном воспитании в душе человека.

Образование и воспитание в секулярном обществе

Таким образом, внутренняя жизнь человека, его душа и сердце в светском секулярном образовании, воспитании, совершенствовании остаются неприкосновенными, индивидуальными, отданными сами себе, находящимися лишь под внешним воздействием, т.е. субъективная жизнь индивида находится лишь под воздействием объективных факторов или развивается среди объективных обстоятельств и явлений. Такой подход к образованию  и воспитанию укрепляет и утверждает индивидуализм в развитии личности и ведет ее к эгоистическому формированию, что делает современное общество состоящим из людей, самостоятельно определяющих ценности для своей жизни и деятельности.

И поскольку эгоизм, обладающий умом и сердцем светского секулярного человека, ищет удовлетворения собственных желаний и хотений, сегодняшнее общество становится все более потребительским и менее живущим духовными благами, даже удаляющимся от своего прошлого, просто не интересующимся им. Поэтому в светском секулярном обществе само образование не столько служит познанию, обретению знаний, сколько используется для достижения своих эгоистических желаний. Здесь уже идет речь не об образовании, служащем развитию и совершенствованию современного секулярного человека, сколько о констатация факта или даже опасности деградации человека, духовно-нравственного падения, разрушения, разложения общества. И вся эта опасность, возрастающая в современном обществе, состоит во взятом курсе на секулярное мировоззрение, уводящем его все далее и далее от своего христианского наследия, от жизни, руководящейся Христовым Евангелием. Поэтому очень важным сегодня есть не только указать на существование проблемы, но сразу же перевести внимание на решение проблемы, на возвращение общества к Евангельскому пути, к богатейшему нашему христианскому прошлому, когда смотрели на развитие человека со стороны вечных благ, утверждения его духовной жизни.

Христианское отношение к образованию и духовному совершенствованию

И прежде всего, обращаясь к вопросу христианского отношения к образованию и духовному совершенствованию, мы должны снова констатировать факт их тесного единства в процессе воспитания, формирования и становления человека. Другими словами, в христианстве не существует образования, не служащего духовному возрастанию, и нет духовного совершенствования, не использующего образования, что вместе составляет процесс познания. И действительно, ведь нельзя же познавать Бога, Творца вселенной и созданного Им мира и не делать угодным Ему наше сердце. И это, прежде всего, потому, что, познавая нашего Господа, мы созерцаем Его любовь, неизреченную, жертвующую себя, отдающую себя человеку. Поэтому в христианстве не существует познания Истины без познания Ее отношения к познающему и ответного отношения познающего к Самой Истине, т.е. в центре познания стоит любовь Божья и необходимость проявления такой же любви человека к своему Отцу Небесному. Это есть цель познания, приводящая в единение познающего и Познаваемого, где человеческий ум ищет Истину, созерцает Ее непостижимость, а сердце встречаясь с Самой Любовью, насыщается Ею, и душа, чувствуя в этом глубокое удовлетворение, жаждет пребывать в этом источнике жизни, развиваться, возрастать, совершенствоваться, обожаться.

Поэтому образование в жизни христианина является всегда священным явлением, которое служит ему, ведет его к познанию Творца и творения, к познанию их отношений, к познанию этой всесовершеннейшей любви между Богом и человеком. Когда Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Итак, будьте совершенны, как совершенен (τέλειος) Отец ваш Небесный» (Мф. 6: 48), Спаситель как раз указал им на эту совершеннейшую любовь Божью, которую человек должен созерцать, слушаться ее, насыщаться ею, обретать ее, жить ею, и, имея ее, отдавать себя Богу, преодолевая в своем сердце эгоизм и своеволие, противостоящие Божественной Любви. Прежде чем сказать эти слова, «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный», Христос Спаситель учит Своих учеников любви и указывает, какой она должна быть терпеливой, кроткой, смиренной, жертвенной в их сердцах, и какая она еще маленькая в их жизни. Господь сразу призывает учеников к этой великой Божественной любви, благодаря которой они смогут ею действовать в этом мире греха и беззакония: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не также ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 44-47). Этими словами Иисус Христос напоминает Своим последователям, что они должны уподобляться Богу в любви, совершенствуясь в своей жизни, ведя борьбу эгоистическим своим началом, спокойно перенося в своей жизни все оскорбления, обиды, притеснения и гонения, которые воздвигает этот грешный мир против Божьей правды и истины.

Этой Божественной любви учили христиан и апостолы. Ап. Павел прямо напоминает христианам: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14). Однако, призывая христиан совершенствоваться в любви, апостолы предупреждали их об искушениях и испытаниях, которые встретятся им на пути этого совершенствования. В частности, апостол Иоанн Богослов напоминает христианам о том, что будут их ждать разные испытания и, прежде всего, придут к ним лжепророки и лжеучителя, которых надо беречься и не поддаваться их влиянию. Они будут уводить их от Любви Божьей, склоняя к земному пониманию и устроению человеческой жизни. «Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения. Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин 4: 4-8).

Апостол Иоанн Богослов, продолжая свою речь, указывает христианам на всесовершеннейшую любовь Христа Господа, которой мы должны подражать, возрастать в ней и приходить в совершенство жизни в Боге: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4: 9-10). И эта Божественная любовь должна охватывать всю жизнь христианина и насыщать его сердце: «Возлюбленные! – говорит апостол, - если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. […] И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (4: 11, 16-19). Но затем апостол Иоанн Богослов предупреждает еще об одном искушении, напоминая: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (Ин 4:20-21).

Так же строго предупреждает христиан о грядущих на них испытаниях и искушениях апостол Петр, рисуя перед ними их страшный образ: «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия. Оставив прямой путь, они заблудились, это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо если, избегнув скверн мира чрез познания Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» (2 Петр 2: 14-20).

Так сурово апостолы предупреждали христиан в искушениях, ибо знали, как трудно перед этим грешным и соблазнительным миром сохранить свою любовь к Богу и ближнему и свидетельствовать об этом вечном даре для человека. Очень актуально звучат эти апостольские предупреждения особенно в наши дни, когда общество соблазняется на секулярный путь, возвращающий людей в дохристианское прошлое, полное тьмы, беззаконий, неправды, страстей и похотей, когда человек закрывает глаза на множество этих пороков и нечистоты, которые заводят людей в заблуждение и серьезно расшатывают общество.