Христианское свидетельство есть, прежде всего, свидетельством о том, что в этом грешном мире на земле жила Пречистая Дева Мария, которая сохранила свою чистоту и непорочность, была безгрешной и небесной, а поэтому никаким образом не была причастна к греху этого мира. Эта чистота Пресвятой Девы, Ее полная покорность и послушание Господу, таким образом, дали возможность соединиться Богу с человеком; Сын Божий воплотился через Деву Марию, и на земле родился Богочеловек, Господь наш Иисус Христос; Бог пришел на эту землю, в этот мир. Поэтому христианство свидетельствует о том, что на земле не только грех и диавол царствуют, христианство возвещает и о том, что на земле есть также Царство Божье, где грех преодолевается, победившим его Распятым на Кресте и Воскресшим Господом, Христом Спасителем.

Поэтому христианское свидетельство возвещает миру о его восстановлении, освящении, преображении, обожении, об истреблении в нем греха и зла, о преодолении в нем средостения между Богом и людьми, о возвращении в нем послушания человека Господу, о водворении в нем единства творения со своим Творцом. Христианское свидетельство не является лишь идеей, теорией, размышлением, благим желанием, но оно говорит о реально существующем другом мире и свидетельствует об этом своей жизнью преображенной и освященной Господом, Который именно для этого пришел в мир сей, как Сам Он говорит: “Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать (μαρτυρέω) о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего" (Ин 18: 37). Другими словами, христианское свидетельство – это сама жизнь верующего в Господа Спасителя человека, следующего в своей жизни Евангелию, живущему по Христовых заповедях. Такая жизнь христианина, перебарывающая всякий грех, неправду и страсти человеческие не только свидетельствует в мире сем, полном лжи, гордости и похотей, о существовании на земле другого мира, но прямо светит во тьме греха и беззакония мира сего светом истины, правды и чистоты.

Однако христианство несет весть миру сему не столько о существовании на земле другого, Божьего мира, сколько свидетельствует о категорической разности этих двух миров, более того, свидетельствует о противоположности их, и об их противостоянии друг другу, о борьбе тьмы века сего со светом мира Христова. Поэтому христианство, свидетельствуя в этом мире преходящих, тленных, временных ценностей о существовании мира непреходящих, нетленных, вечных ценностей, несет в этот мир тьмы греха и эгоизма, свет истины и любви Божьей.

Мир света и мир тьмы

Именно в этом весь смысл христианского свидетельства, чтобы показать миру сему эту качественную разницу двух жизней, двух состояний, двух содержаний, двух противоположных жизненных целей, путей, направлений. Собственно этот акцент о двух противоположных направлениях человеческой жизни стоит во всей Евангельской проповеди Господа нашего Иисуса Христа. Спаситель прямо говорит об этих двух путях, о двух человеческих жизнях: во свете, который Он принес в мир сей и во тьме, которая царствует в мире сем и противостоит свету Божьему. Этот акцент Христовой проповеди особенно хорошо отображен в Евангельском повествовании св. Апостола Иоанна Богослова. Уже вначале своего Евангелия апостол прямо говорит о Сыне Божьем, Христе Спасителе, как о свете, пришедшем в этот мир: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет (φῶς) человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1:4-5).

Сам Иисус Христос, указывая на эти два пути жизни человека, напоминает Своим слушателям о важности следования за Ним, как за светом: «Я свет  (φῶς) миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин 8:12). Затем Спаситель, снова поучая Своих слушателей о свете и тьме в этом мире, призывает их строго следовать путем Его света, чтобы отделиться от мира тьмы и быть чадами мира света: «Доколе Я в мире, Я свет миру" (Ин 9:5). «Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин 12:35-36). Снова и снова Господь напоминает своим последователям, что Он пришел в мир сей, чтобы помочь человеку преодолеть этот мир тьмы и пребывать во свете: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин 12: 46). Но принятие света Христова для людей мира сего очень трудное и не простое дело. Мир тьмы противостоит свету, не поддается ему, сопротивляется. Во тьме века сего находятся люди, которые преступают совесть, полны эгоизма, гордости, страстей и похотей. Если они не каются, не отвергают грехи, не борются с ними, они остаются вне света, а к свету идут последователи Христовы, которые каются, перебарывают в себе грех и возрастают в добродетелях. Христос Спаситель о противоположности этих двух миров, о противостоянии тьмы века сего свету мира Божьего говорит: «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин 3:19-21).

Но самое главное в этом контексте - христианское свидетельство состоит в том, что христианин человеку века сего, живущему среди тленных и преходящих вещей на земле и не находящему ничего вечного, не кончающегося, и от этого пребывающему в отчаянии и печали, несет весть о жизни вечной, о благах нетленных, духовных, небесных, о Царствии Божьем. Этот эсхатологический акцент в христианском свидетельстве является самым существенным потому, что характеризует христианское свидетельство, как весть о качественно другой, никак не сравнимой жизнью с жизнью людей века сего, даже полностью противоположной земной жизни грешного мира. Христианин свидетельствует человеку века сего о том, что он не только качественно другой, прежде всего то, что он живет не земными, тленными, временными ценностями, а ценностями небесными, нетленными, вечными. Господь прямо сказал Своим ученикам: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук. 17:20-21). Этими словами Иисус Христос подчеркивает, что христианин уже своей жизнью, становясь послушным Богу, очищаясь от греха, обретая сокровище небесное, живет, естественно, не временной земной жизнь., а вечной, небесной жизнью. Потому что ум, сердце, душа христианина думают, желают, стремятся к вечности, к Царствию Небесному.

Царство Божье, совершающееся в жизни христианина

Действительно, не только ум, сердце, душа христианина направлены к вечности, вся жизнь, все его действия, труды, служения, деятельность устремлены в будущий век, он живет ожиданием вечной жизни, как мы поем в символе веры: "чаю воскресения мертвых и жизни будущего века". В общем, надо сказать, что сама христианская вера не является только просто верой в невидимого Бога и духовный мир, она христианину дарует единение с Богом, через нее Господь уже на земле дает возможность ему вкусить сладость вечной непреходящей жизни, как например, верующие могут вкушать сладости вечной жизни во время празднования Пасхи и других великих праздников. Ап. Павел прямо говорит: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр 11:1). Христианская вера, таким образом, совершает осуществление того, что христианин надеется унаследовать в будущем веке.

Другими словами, христианин уже на земле так глубоко через веру проникает в духовную реальность, что живет в ней и ею, предваряя уже на земле во времени жизнь небесную в вечности. Можно сказать, что "в отношении к невидимому вера есть то же самое, что осязание и непосредственное созерцание в отношении к видимому»[1]. Свят. Иоанн Златоуст об этом говорит следующее: «Вера есть созерцание неявного и ведет к такому же полному убеждению в невидимом, как в видимом. Как невозможно не верить видимому, так невозможно быть вере, когда кто не убежден в невидимом вполне также, как в видимом. Предметы надежды представляются не имеющими действительности, но вера поставляет им действительность...; так, напр., воскресения еще не было и нет в действительности, но надежда делает его действительным в нашей душе»[2].

Более того, эта вера делает христианина человеком, живущим в этом мире, но верой своей пребывающим уже в будущем веке. Именно таким образом, Иисус Христос учит о Своих последователях, называя их людьми не от мира сего, а тех, кто отвергал, не принимал Его Евангельской проповеди, людьми мира сего. В частности фарисеям, отвергнувшим Евангельскую проповедь, Христос сказал прямо: «Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира (οὐ ἐκ τούτου κόσμος)» (Ин 8:23; ср. Ин 17: 14-15; 18: 36; 1 Ин 2:16; 1 Кор 2:12). В Своей Первосвященнической молитве Христос Спаситель молится о Своих последователях и просит Отца Своего Небесного, чтобы Он сохранил их, которые не от мира сего, против которых восстает мир сей: «Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин 17:14-19).

Другими словами Иисус Христос в этой Своей молитве ясно показывает, что Его последователь не только принадлежит к горнему миру, живет в нем, но и имеет задачу, свою миссию в мире сем. Ибо живя на земле, где царствует еще грех и беззаконие, он должен нести людям мира сего истину о небесном царствии, о вечных благах. И это свидетельство христианин совершает своей небесной жизнью. Собственно Евангелие Христово есть полностью свидетельством о вечных благах. Даже более того, оно акцентирует внимание исключительно на тех благах и дарах, которые не обретаются на земле, которые может даровать человеку только Бог.

Если только коснуться заповедей блаженства в нагорной проповеди Спасителя и вообще во всем Его Благовестии, мы видим насколько жизнь последователя Христова не земная, духовно сильная и убеждающая человека мира сего в истинности Евангелия. Потому что как «Бог есть любовь (Θεός ἐστί ἀγάπη)» (1 Ин 4:8), так и последователь Христов все более и более пронизывается этой Божественной любовью и благодаря дару этой любви исполняет заповеди Господни. Живя этой любовью, христианин может смиряться, быть кротким, терпеливым, милостивым, чистым сердцем, мирным. Господь называет таких Своих последователей блаженными, ибо богатея этими добродетелями христианин, воистину наполняет свою душу неизреченными благами, которые и дают ему это блаженство.

Но это свидетельство христианина завершается более высоким свидетельством неземной жизни христианина, когда он спокойно переносит притеснения, преследования и гонения, исполняя заповедь Христову, увенчивающую Блаженства: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф 5: 10-11). Это самое действенное христианское свидетельство людям века сего, подтверждающее неземное существо христианина, указывающее на его небесную природу. И все это есть возможным в жизни христианина благодаря его небесной жизни, которая направлена в будущий век, в Царствие небесное. На это указывает и Сам Господь, завершая заповеди блаженства после заповеди о гонениях на Его последователей воззванием: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5:12). Господь призывает радоваться и веселиться, потому что, воистину, жизнь Его последователя является неизреченной и на земле, и, тем более, на небесах, в будущем веке. Его жизнь, исполненная Божественной любви, даже не поддается описанию, какой она будет в вечности. Ап. Павел, говоря об этой жизни, сказал прямо: «Не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9). Когда человек устремлен к этим неизреченным благам, он становится полностью неземным. Он живет этими благами и никогда не может отступить от них, ибо с ними ничто не может сравниться в земной жизни. У такого человека все земные блага становятся на столько ничтожными, что он никак не может отойти от небесных благ, ибо они его насыщают и удовлетворяют сполна, поэтому такой человек пребывает всегда в радости и весели, бесконечно благодаря Бога за этот неизреченный дар.

Такого христианина никогда не тревожат никакие преследования и гонения, не нарушают в его душе покоя и твердости следования заповедям Христовым, потому что он пребывает в радости и веселии о жизни с Богом, в Его вечном Царствии. Такой христианин, воистину, всесторонне свидетельствует о небесной своей жизни. Этот эсхатологический характер христианского свидетельства не только самый высокий, но и самый действенный и убеждающий в истинности Евангельского пути.

 

Христианское свидетельство в древнем и сегодняшнем мире

Такими были христиане в древнем языческом обществе, они прямо сияли в нем своей небесной жизнью. Особенно их святые мученики полностью отрешенные от земной жизни, указывали обществу Римской империи о непреодолённости их никакими испытаниями. Особенно на фоне разлагающегося римского общества это яркое свидетельство христиан убеждало язычников, что у них нет будущего в язычестве, что они могут иметь будущее только в христианстве. Миланский эдикт 313 года, принятый равноапостольным Константином, свидетельствует о том, что римское общество склонилось к принятию христианства, убедившись в истинности Евангельского пути. И все это было возможным благодаря ярко выраженному эсхатологическому характеру христианского свидетельства.

Современный мир, отошедший от Евангелия, ныне также нуждается в таком же ярком христианском свидетельстве с эсхатологическим акцентом. Сегодняшний человек, живущий светской секулярной жизнью, также далек от Христовой истины, как и язычник древнего мира. Он также живет лишь земной жизнью, не зная небесной. Поэтому только христианский образ небесной жизни, устремленность к вечным благам сегодняшних христиан может подвигнуть современного секулярного человека пересмотреть свои взгляды и склониться к христианскому пути, убедиться в истинности Евангелия.

[1][1] Лопухин Евр 11:1

[2][2] Творения свят. Иоанна Златоуста