В этом разделе представлены статьи членов КРФО по богословию и религиозной философии, опубликованные в различных изданиях

Доклад прочитан на Шестых Международных Амвросиевских Чтениях «Миланский эдикт начало христианизации общества», состоявшихся 22-23сентября 2013 года в Милане

Феномену христианизации языческого общества в Римской Империи после провозглашения Миланского эдикта в 313 году были посвящены многие исследования, но в эпоху дехристианизации общества тема превращения античного общества в общество христианское представляет особенный интерес для современной ситуации. Написано множество статей, книг, защищены докторские диссертации по этому вопросу[1], но авторы этих работ сосредоточены либо на историческом или философском аспектах, либо рассматривают его как явление религиозной науки, которые имеют определенный интерес, но не в полной мере объясняют христианизацию языческого общества в древнем мире.

Необходимо более тщательно исследовать это явление, чтобы ответить на вопрос: почему стала возможна христианизация языческого мира, каковы были условия и предпосылки для обращения язычников в христианство? Другими словами, мы должны исследовать, как смотрела на евангелизацию древнего мира сама Христова Церковь, что о ней говорит Священное Писание, учение Церкви, богословие. Такой подход поможет нам понять ее должным образом, а не смотреть на христианизацию только как на явление человеческой истории.

Подробнее...

 

1. Понимаемая в широком смысле слова, секуляризация означает освобождение общества и человека от влияния религии, религиозной веры. В этом плане первым актом секуляризации позволительно, наверное, считать грехопадение нашего прародителя, решившегося без Бога определять, что есть зло и что – добро. Сами будете как боги, обещал соблазнитель (Быт. 3: 5).

2. Связь человека с Богом С.Л.Франк сравнил с «пуповиной», отличающейся тем, что как бы ни удалялся человек от Бога, «пуповина» не рвётся. Она лишь безмерно утоньшается, всё меньше пропускает спасительного «хлеба небесного». Окончательный разрыв никогда не происходит. Отсюда позволительно умозаключить, что человек абсолютно неверующий (вообще ни во что, ни в кого и никогда) попросту невозможен, по определению. Речь может идти лишь о «модусах», образах веры. По крайней мере, без до-верия новорожденный не сделает и шагу к врастанию в сколько-нибудь заметную полноту человеческого образа бытия. Именно эта счастливая черта детства – способность к абсолютному доверию – только и позволяет без всякого «критицизма» принять бесценный дар: слово, без которого человек – не человек, животное бессловесное. Может быть, именно памятуя беззаветность детской веры, только и можно понять парадоксальное Иисусово: будьте совершенны как дети.

3. Философия, по самому своему понятию, с самого зарождения своего, есть ещё один шаг на путях секуляризации. Она есть продукт эмансипации индивида от рода. Реформы Солона – Ликурга – Клисфена превратили филу из рода рождающего в «род» территориальный. Обособившаяся особь отныне все смысложизненные вопросы обречена была решать в одиночку, не взирая на предания отцов, отвергая их. Тем самым и востребована была философия – сугубо индивидуальная форма поиска истины, решения вопроса о том, что есть добро и что есть зло.

Подробнее...

 

Молитва Господня дошла до нас в неоднородном виде: в двух Евангелиях (Мф. 6:9–13 и Лк. 11:2–4) с множеством разночтений, чем и обусловлены отличия Молитвы Господней в Синодальном Переводе (далее СП) и в Переводе епископа Кассиана (далее ПЕК). Для полноты примера приведем текст Молитвы по евангелисту Матфею на греческом языке (по изданию NA), СП и ПЕК:

NA: Πτερ μν ν τος ορανος, γιασθτω τ νομ σου· λθτω βασιλεα σου· γενηθτω τ θλημ σου, ς ν οραν κα π τς γς· τν ρτον μν τν πιοσιον δς μν σμερον· κα φες μν τ φειλματα μν, ς κα μες φκαμεν τος φειλταις μν· κα μ εσενγκς μς ες πειρασμν, λλ ῥῦσαι μς π το πονηρο.

СП : Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

ПЕК: Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твое. Да придет Царство Твое. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня. И прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим. И не введи нас во искушение. Но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Как видим, переводы не соответствуют основному греческому тексту по изданию NA. Этот факт, а также множество разночтений рождают вопрос о происхождении Молитвы Господней. Этот вопрос рассматривался еп. Кассианом в нескольких его трудах[2], которые проливают свет на избрание того или иного чтения при переводе Молитвы Господней в Новом Завете.

Подробнее...

 
Публикация: И. В. Назаров. Украинско-российские отношения в контексте становления и кризиса восточнославянской православной цивилизации // Философия хозяйства. – 2013. – № 5. – С. 55-67.

Даже беглое знакомство с украинской прессой за последние два десятилетия оставляет стойкое ощущение, что основным историческим соперником и «гнобителем» украинского народа выступал соседний русский народ, коварно вовлекший его в свою имперскую орбиту и тем перечеркнувший блестящие экономические перспективы Украины, ее политическую будущность и культурную самобытность в составе более родственной ей европейской цивилизации. Постоянные политические конфронтации по поводу базирования Черноморского флота, малоизвестного острова Тузла, принадлежности Севастопольских маяков, а в последние  7-8 лет и бесконечные «газовые войны» – вот далеко не полный перечень конфликтных ситуаций в уходящей в «седую древность» длинной цепи противоречий, разделяющих, если верить риторике государственных мужей и украинских СМИ, два наших народа. Если же говорить о союзниках украинцев на пути в «европейский дом», то первым из них всегда оказывается Польша – постоянный адвокат и лоббист интересов Украины в Совете Европы, невзирая на нечеткость геостратегических ориентиров украинских политических элит и их традиционную «многовекторность». Российская сторона реагирует на «украинский вопрос» чуть менее нервно, чем Украина, но все же весьма недружественно, безошибочно находя весьма напряженные места в украинской экономической ситуации, позволяющие нанести по ним весьма болезненные  «ассиметричные» удары, в ответ на перманентные политические и культурные раздражители, генерируемые украинскими «евроинтеграторами».  Достаточно сказать о сверхжесткой (и, по-видимому, согласованной в политических «верхах» Российской Федерации) ценовой и транспортной политике Газпрома, желающего во что бы то ни стало поглотить или хотя бы «обесценить» в глазах Европы украинскую газотранспортную систему или о навязчивой бдительности российских санитарных служб по поводу качества украинских сыров и прочей продукции агропромышленного комплекса, чтобы оценить позиции бывшего старшего брата в отношении повернувшегося к нему спиной младшего. В контексте всех этих столкновений, равно как и в свете заданной еще на рубеже ХІХ-ХХ в.в.  М. Грушевским  «парадигмы» истории «Украины-Руси», странным и непонятным представляется настойчивое взаимное притяжение двух столь разных народов, на протяжении веков не раз приносивших немалые жертвы ради достижения и сохранения государственного единства.

Подробнее...

 
Сучасною реальністю є факт, що сукупність цінностей, колись даних суспільству християнством, позбавляється свого цивілізаційно-творчого значення. Під впливом секуляризації невпинно девальвується та руйнується християнський світогляд та спосіб життя. Християнство не надихає вже сучасну культуру, економіку, політику, переважно обмежившись приватною сферою життя людини. Це змушує християнську церкву модернізувати своє традиційне вчення та способи практичної діяльності по відношенню до всього комплексу суспільно-актуальних проблем. Проте, при всіх антирелігійних тенденціях християнство і релігія загалом нині займають велике місце в житті сучасного суспільства і України зокрема, про що переконливо свідчать останні соціологічні данні. Таке становище є сприятливою передумовою для активної антисекуляризаційної діяльності, яку сьогодні розгорнули представники релігійного світогляду.

Стрімкий розвиток людської цивілізації суттєво ускладнює в останні часи завдання релігії. Багатоманітність та складність суспільної практики нашого часу, специфіка сучасної фізичної та розумової праці роблять життя людини все більш складним для теїстичних тлумачень. Сучасний розлад між вірою та практикою, породжуючи масовий відхід від віри, загрожує релігії ще більшим загостренням її кризи. Конфронтація релігії та секуляризації багато в чому спричинена саме науково-технічним прогресом. Це двосторонній процес, який складається з впливу на релігію науково-технічної діяльності людини та зі спроб релігії впливати на науку та практику. Боротьба між релігією та сучасною секулярною цивілізацією розгортається перш за все в таких сферах, як сфера суспільної практики та теорії, сфера проблем людської особистості, сфера наукового пізнання.

Подробнее...