В этом разделе представлены статьи членов КРФО по богословию и религиозной философии, опубликованные в различных изданиях

Продолжение статьи Блуда А. А. «Феномен «мелкого тирана» (православная аскетическая феноменология)»

Тиран, тиранчик, как говорит Г.Сковорода, мелкий бесенок в человеке. Мелкий, беспомощный, ничего толком не умеющий, которого бесит, что кто-то умеет делать свое дело. Ему приятно сделать пакость, чтобы у того, кто умеет делать свое дело, не получилось. Приятно мешать, ставить палки в колеса. Приятно позлить, вывести из себя. Тиранчик по-настоящему не умеет делать то дело, которым занимается, не хочет учиться, совершенствоваться, только создает видимость компетентности. Его девиз – «Ах ты сильно умный, знающий, так я тебе покажу, кто тут главный и умный, я тебе устрою сладкую жизнь». Тиранчик боится, что увидят его некомпетентность, боится конкуренции и поэтому подавляет любого, который кажется способнее его. Он завидует тому, кто делает свое дело по-настоящему и с радостью и хочет его опустить к своему уровню, даже ниже себя, лишить радости жизни, чтобы поглумиться и удовлетворить чувство собственной важности. Он бьет на эго, унижает, от унижения твое самолюбие начинает колоть, поэтому для борьбы с чувством собственной важности, с мелкой, мелочной собственной важностью тиран необходим.

Подробнее...

 

Все земне буття – це буття історичне. Тому категорія історичного часу є однією з найбільш фундаментальних категорій людської свідомості. Від розуміння людиною історії й свого місця в ній залежить розуміння людиною самої себе. Світосприйняття, релігійні уявлення, морально-етичні норми, ритм життя втілюються в розумінні історичного часу і  пов’язані з цим розумінням. Саме тому дослідження концепцій історії дозволяє зрозуміти унікальну сутність, своєрідну екзистенційну орієнтацію різних культур. Розуміння історії в тій чи іншій культурі, на нашу думку, слід з’ясовувати шляхом історично-культурологічного компаративістського аналізу. В нашій статті ми спробуємо розглянути найбільш відомі типи історіософського знання – античні (грецький та римський), іудейський, християнський, новочасовий та постмодерний в їх взаємному співставленні.

Подробнее...

 

Доклад на международной научно-общественной конференции «Древнерусское государство и его значение в исторических судьбах народов России, Беларуси и Украины»

С момента обретения Украиной независимости своеобразным правилом «хорошего тона» для большинства историко-культурологических и политологических исследований, посвященных обоснованию ее места в многополярном мире, стало навязчивое подчеркивание европейской цивилизационной идентичности украинцев. Апофеозом этого императивного подхода к отечественной истории стала осуществленная в 2009 году Президентом Украины В. Ющенко поездка в Польшу на празднование юбилея Люблинской унии 1569 года, якобы завершившей включение наших предков в единое цивилизационное пространство Европы, выступавшей в то время в государственном облике Речи Посполитой. Ни отчаянное сопротивление большинства народа упорно навязываемой польскими властями Брестской унии, ни освободительная война 1648-1654 годов под предводительством Богдана Хмельницкого, ни совсем свежие трагедии галицких москвофилов и карпатороссов, жизнями заплативших за свои симпатии к единой православной Руси, не принимаются во внимание современными «евроинтеграторами». Для них идея русского мира остается не больше, чем вредной идеологемой Патриарха Кирилла, придуманной с единственной целью, – историософски обосновать извечную империалистическую экспансию Москвы в отношении Украины.

Между тем, понятие русского мира, объединившего с момента Крещения Руси в общей днепровской купели восточнославянские племена, не является политтехнологическим нововведением Патриарха Кирилла. Оно уходит корнями в идею христианского царства, имеет православную сердцевину, вопреки всем позднейшим секулярным наслоениям в ее трактовке.

Подробнее...

 

Опубликовано: http://www.katasonov-vn.narod.ru/sphr1.html

Для всякого образованного верующего человека неизбежно встает задача самоопределения перед лицом культуры. Вера в Бога и благодатная жизнь, дарованная нам Богом в Его Церкви, есть великое сокровище, полнота истины и утешение для каждого христианина. Но чем глубже вхождение в церковную жизнь, тем острее встает вопрос: а что значит для христианина вся остальная культура ? что в частности, значат поиски истины в науке и философии ? “Что значит ?” можно понимать двояко: 1) в плане принципа демаркации этих трех областей - науки, философии, религии и 2) в плане вскрытия религиозного смысла науки и философии. В этой статье мы занимаемся вопросом “что значит ?” в основном, в первом смысле.

Подробнее...

 

Опубликовано: Йоост ван Россум. Церковь и секуляризм: возвращаясь к богословским размышлениям о. Александра Шмемана // Христианская мысль. – 2009-2010. – №5. – С. 43-46.

Посвящается памяти протопресвитера Александра Шмемана (1921-1983)

В шестидесятых годах ХХ века о. Александр Шмеман написал книгу «За жизнь мира», которая вскоре попала в разряд «классики» современной православной богословской литературы.1 В книгу вошли лекции, прочитанные во время студенческой конференции в Америке, носившей экуменический характер. Лекции были посвящены теме церковных таинств. Тем не менее, трудно назвать эту небольшую книгу всего лишь толкованием таинств в православной традиции. Цель работы, как ее объяснил сам о. Александр в предисловии, – обрисовать отношение к миру с православной точки зрения. Книга была написана на английском и переведена впоследствии на несколько языков, в том числе и на русский. Она состоит из циклов лекций, прочитанных в Америке студентам-христианам, не только православным. Возможно, впервые в ХХ веке православный богослов предпринял серьезный анализ духовных проблем христианства на Западе и указал, как православная традиция может на них ответить.

Подробнее...