В этом разделе представлены статьи членов КРФО по богословию и религиозной философии, опубликованные в различных изданиях

Настойчивое утверждение о. Василия Зеньковского о необходимости православной культуры не было неким идеологическим проектом, но результатом понимания того, что христианство – не определенный набор идей, деклараций, а преображение всей жизни человека в свете Христовом. Именно поэтому христианство не может отгородиться, уйти из общественной жизни, из культуры. Именно поэтому о. Василий Зеньковский оспаривал устоявшееся мнение, что философия принципиально отделена от религии, поскольку в таком случае, по его словам, следовало бы признать, что «свет Христов ничего не дает для познания» (1, с. 7). Это был пример научного мужества, поскольку фактически он сознательно двигался против общего течения философской мысли. О. Василий понимал это: «Предлагая ныне мою книгу вниманию тех, кого интересуют вопросы философии, я сознанию себя «на другом берегу», сознаю, насколько многое в моей книге несозвучно всему стилю нашего времени» (1, с. 7).

Подробнее...

 

День був помірковано спекотний, але все ж, відвідувачі столичного гідропарку, традиційно вишиковувались у численні черги за морозивом та охолодженими напоями. Думки відпочиваючих були приблизно однакові: купити жадану насолоду, покупатись у Дніпрі, позагоряти, залишити декілька десятків гривень на атракціонах і, звичайно, посмакувати, відомий усьому Києву, запашний «гідропарківський» шашлик. Проста схема гармонійно вписувалась у благодушно-розмірений червневий настрій киян та гостей столиці.

Ніхто і не звертав уваги на юнака, котрий самотньо сидів на довгій лавці неподалік декількох точок з морозивом. Морозиво його, здавалось, не цікавило, та і непомітно було, щоб йому було жарко, хоча вдягнений він був у темний костюм. Загалом, його постать зовсім не вписувалась у розважальне призначення дніпровського острову. Хлопчина тримав у руках товсту книгу у чорному переплетенні з невеличким золотистим хрестом на обкладинці. Він раз у раз відкривав її на закладці, щось читав, закривав і якийсь час замислено дивився кудись в далечінь – юнак сидів на лавці і, заразом, був десь далеко. Його очі були дивовижно світлі, на вустах сяяла лагідна посмішка. Хлопець не нав’язувався нікому – навпаки він був радий, що йому не заважають відкривати для себе Творця. Тут, у парку відбувалась найбільша таємниця земного буття – особистісна зустріч людини і Бога.

Подробнее...

 
«Без Бога не до порога» (народная мудрость).

«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.[1] Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.[2] И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.[3] Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.[4](Мф. 5:13-16).

Понятие секуляризации

Секуляризация (от лат. saecularis ‑ светский) понимается как процесс освобождения общества и личности от влияния религии и церкви, переход от общества религиозно-традиционного типа к светской модели общественного устройства на основе внерелигиозных норм; в более узком смысле политика государства, направленная на уменьшение значения религии в обществе.[5]

Логической целью и следствием секуляризационных процессов является отказ общества и личности от традиционных идей (смыслов, представлений, ценностей, норм) и практических навыков — онтологических, космологических, антропологических, этических, эстетических, гносеологических, социальных, правовых, экономических, бытовых, которые прямо исходят из религии, инспирируются и поддерживаются ею.

Отказ от традиционных смыслов, освобождение от них осуществляется путем их деконструкции[6], а то и прямой деструкции[7] в сознании и практике человека, то есть путем их вырывания из естественного контекста, перемещения в чужеродный контекст, их подмены и разрушения.

Подробнее...

 

Произошло знаковое событие, одно из тех, что раскалывает время на «до» и «после», окрашивает его в цвета напряженности и тревоги. Потерявшее стыд обнаженное существо женского пола совершило символическое богоубийство – срезало бензопилой поклонный крест с изображением распятого Спасителя на одном из киевских холмов. Знаменательно, что никто из очевидцев не попытался воспрепятствовать этому: ни спокойно снимавшие эту сцену тележурналисты (по-видимому, заранее извещенные о предстоящей «сенсации»), ни милиция, наверняка находившаяся в радиусе «шаговой доступности», ни, уже задним числом, представители христианских конфессий, спустившие ситуацию «на тормозах» и даже заявившие, что это «не их крест». Случившееся вписывается в многоходовую цепную реакцию богоборческих провокаций, начавшуююся с бесчинств Pussy Riot в храме Христа Спасителя и пока остановившуюся на обнаружении «древнего папируса» с информацией о «семейном положении» Христа, впрочем вряд ли надолго. Все произошедшее подталкивает к определенным размышлениям и выводам.

Подробнее...

 

Проблема образования и духовного совершенствования все острее и острее ставится в современном светском секулярном обществе. Потому что современное общество, покидая Евангельский путь, оставляя христианское наследие и становясь на путь секулярный, используя лишь человеческие достижения для формирования мировоззрения и устроения жизни, все более и более делает образование автономным, обособляя, ставя в независимость его от духовного совершенствования, что в христианском обществе было всегда связанным, т.е. образование и духовное воспитание были двумя сторонами единого процесса христианского воспитания. Они не только не обособлялись, не отрывались друг от друга, но даже не предполагались друг без друга, не рассматривались как независимые явления. Более того, в христианском воспитании образование и духовное совершенствование зависели друг от друга, имели цель друг в друге, составляли одно целое, переплетаясь в обоюдном процессе формирования личности.

Дистанцируясь друг от друга в современном обществе, образование и духовное совершенствование все более закрываются в себе, образуя два автономных процесса в становлении личности.

Подробнее...