В этом разделе представлены статьи членов КРФО по богословию и религиозной философии, опубликованные в различных изданиях

Доповідь на Четвертих Покровських місіонерсько-просвітницьких читаннях (жовтень, 2011рік)

У своєму першому посланні до Коринфян, у ХІ главі, апостол Павел попереджає християн Коринфу, що повинні серед них і єресі бути, щоби виявились вмілі (досвідчені) [1, с.1522].      Правда, під словом «єресі», апостол розумів, швидше, «розбіжності», а не сучасну його інтерпретацію [2, с.325]. Але принцип, вказаний апостолом, діє ефективно упродовж понад двох тисячоліть існування Церкви Христової. Виникнення кожного нового єретичного вчення ставить актуалізовану проблему перед Церквою, та зумовлює реакцію своїх вірних у її вирішенні. Одну з таких сучасних проблем і буде порушено у даній статті.

Подробнее...

 

La sécularisation est un phénomène qui touche aujourd’hui de plein fouet toutes nos Églises. En effet, il n’est pas rare en Occident de voir des églises vides le dimanche, et même de constater que certaines confessions chrétiennes sont même amenées à vendre certains lieux de culte désaffectés. Néanmoins, prétendre que la sécularisation ne concerne pas les pays dits « orthodoxes » est un mythe. Même lorsqu’on nous montre dans ces pays des églises bondées pour certains jours de fête, il ne faut pas oublier que cette pratique religieuse ne représente que de 5 à 10% de la population locale. Malheureusement, pour beaucoup de ces citoyens, l’Orthodoxie ne se limite qu’à allumer un cierge dans une église quelques fois par an.

Pour ces raisons, il nous semble nécessaire de réfléchir sur la question de comment célébrer et vivre la liturgie dans un monde sécularisé. Il serait sûrement intéressant de se pencher sur la question du sens de la liturgie pour le monde sécularisé, si nous considérons, et cela est un paradigme de l’Orthodoxie, que la liturgie est un moyen de mission pour l’Église. Comment toucher et transformer nos concitoyens sécularisés et athées, ou du moins marqués par une certaine indifférence religieuse, aujourd’hui ? Néanmoins, il nous semble encore plus important d’examiner le processus de sécularisation au sein même de nos communautés, parmi nos fidèles qui vivent et qui subissent ce processus dans leur vie quotidienne dans la société contemporaine. C’est pourquoi nous nous limiterons dans cet article à la question de la célébration liturgique dans un monde sécularisé.

Подробнее...

 

Публикация: И. В. Назаров. Православие и современность: опыты встречи и невстречи // Христианская мысль. – 2009-2010. – № 5. – С. 171-183

Памяти иерея Димитрия Познанского († 12.11.2010)

I

Не прошло и столетия с того страшного февральского вечера, когда пятеро неизвестных в военной форме при попустительстве лаврской братии вывели из обители и зверски убили у ее стен митрополита Киевского и Галицкого Владимира, ставшего первым архиереем в длинном мартирологе российских новомучеников ХХ века. Какое-то время они смотрели друг другу в глаза – проявивший удивительное молитвенное спокойствие святой и современность, олицетворенная простыми, еще недавно законопослушными людьми, ставшими его палачами. Точно так же в свое время Сам Христос предстоял фарисейско-саддукейской элите еврейского народа и цинику Пилату, бывшими типичными представителями иудейской и эллинской культур в эпоху их заката. И, подобно тому, как Воплотившийся Бог был тысячеустно отвергнут современниками, каждый последующий свидетель Его Истины был в той или иной степени гоним насельниками последующих эпох. Но были ли эти великие предстояния, нередко заостренные до мученичества, встречами христианства и современности? С одной стороны – да, ибо мученики и исповедники получили от Бога благодатную  силу  свидетельствовать человечеству на разных этапах его истории об открывшейся во Христе перспективе вечной Жизни. Но с другой стороны, это были встречи, обреченные на незавершенность, ибо подлинная встреча есть всегда согласие как минимум двоих – лица, являющего Благовестие или Дар, и лица, их приемлющего. И если  нет встречной воли принять предлагаемый Дар, встреча остается незавершенной до той поры, пока тот или те,  к кому он обращен, не ответят согласным «да». Исторический опыт христианского благовестия  неизменно подтвердждал слова Спасителя о том, что поначалу отвергнутый камень со временем становился главою угла и умершее мученически зерно в конце концов оплодотворяло казалось бы выжженную грехом землю современности, принося стократный плод.

Подробнее...

 

Христианское свидетельство есть, прежде всего, свидетельством о том, что в этом грешном мире на земле жила Пречистая Дева Мария, которая сохранила свою чистоту и непорочность, была безгрешной и небесной, а поэтому никаким образом не была причастна к греху этого мира. Эта чистота Пресвятой Девы, Ее полная покорность и послушание Господу, таким образом, дали возможность соединиться Богу с человеком; Сын Божий воплотился через Деву Марию, и на земле родился Богочеловек, Господь наш Иисус Христос; Бог пришел на эту землю, в этот мир. Поэтому христианство свидетельствует о том, что на земле не только грех и диавол царствуют, христианство возвещает и о том, что на земле есть также Царство Божье, где грех преодолевается, победившим его Распятым на Кресте и Воскресшим Господом, Христом Спасителем.

Подробнее...

 

Публикация: http://www.katasonov-vn.narod.ru/graniz.html

Вступление

Заканчивающийся век начинался под знаменем веры в науку, веры в безграничные возможности человеческого разума. Помимо собственно научно - технологической революции XX века эта вера поддерживалась еще и популярными утопическими проектами социальной саморегуляции общества. Безграничное развитие человеческого знания и социальные преобразования, проведенные на основе открытых объективных законов человеческой истории, должны были избавить человечество от нищеты, болезней, войн и открыть эру бесконечного прогресса и процветания... К концу XX столетия эта безусловная вера в науку рухнула. Внутри самой науки, в квантовой механике, теории элементарных частиц, теории множеств, теории хаоса, в современных биотехнологиях были обнаружены проблемы, решение которых требовало не просто новых позитивно - научных представлений, а аппеллировало к более фундаментальным вопросам о природе человеческого познания, о норме человеческого бытия, о соотношении веры и разума, о месте человека в мироздании. Крушение социальных утопий в XX столетии, обернувшихся на практике бесчеловечными тоталитарными режимами, еще более подорвало доверие к научному разуму. Партикулярность последнего, его принципиальная обусловленность философскими, ценностными, религиозными предпосылками все более выступила на передний план. Наука обнаружила свои границы и человек заново осознал, что научное познание не исчерпывает всей области знания, а представляет собой лишь очень малую и специфическую часть последнего. В качестве примера, рассмотрим попытки научного “обуздания” актуальной бесконечности в математике и логике XIX - XX столетий.

Подробнее...