В этом разделе представлены статьи членов КРФО по богословию и религиозной философии, опубликованные в различных изданиях

Публікація: Філіпенко Н. З творчої біографії Василя Зеньковського: еволюція поглядів на причини та наслідки секуляризації культури // Науковий вісник Чернівецького університету: Збірник наук. праць. Вип. 561-562. Філософія. – Чернівці, 2011. – С. 98–103.

Аннотация. В статье анализируются взгляды Василия Зеньковского на причины разделения Церкви и культуры (экклезиологические изъяны католицизма, ошибочная рецепция им античной философии), его следствия (сциентизм, внерелигиозный гуманизм, культ личности и свободы) и возможные пути их преодоления (в частности, система культурного дуализма) в разные периоды его научного творчества.

Якщо в цілому проаналізувати творчість Василя Зеньковського (1881–1962) – богослова, філософа, психолога, педагога, то стає зрозумілим, що він належить до тих непересічних мислителів, які присвятили своє творче життя одному обраному сюжету і змогли  додумати його до кінця. Про що б він не писав – чи про історію вітчизняної філософії, чи про християнську філософію, чи на культурологічні, або ж педагогічні теми, – таким сюжетом для нього було питання про те, чому виникла смислова «прірва» між Церквою і культурою, які руйнівні наслідки спричинила секуляризація, і як можлива православна культура [7]. Беззаперечна актуальність цієї теми визначається тією глибокою гуманітарною кризою, яка охопила людське суспільство ще з початку ХХ століття. Зазначимо, що творчості Василя Зеньковського присвячено низку публікацій, в тому числі й в Україні [наприклад – 5, 6, 8, 9]. Проблема – в тому, що кожен з дослідників його творчої спадщини, керуючись своїми пошуковими інтересами, вивчає свій окремий сюжет і проходить мимо тієї теми, яка була наріжною для самого мислителя. Мета цієї статті саме й полягає в тому, щоб виокремити основні етапи дослідження В. Зеньковським його головного сюжету –  секуляризації культури та її подолання й окреслити коло тих ідей, які визначили його власне бачення цієї проблеми.

Подробнее...

 

 Статья опубликована в: Назаров И. В., Филиппенко Н. Г. Проблемы отношения Церкви и культуры в творчестве Сергия Булгакова и Василия Зеньковского // Философия хозяйства. – № 4 (76). – М., 2011. – С. 113–121.

Аннотация. В статье анализируются взгляды Сергия Булгакова и Василия Зеньковского на причины разделения Церкви и культуры, его следствия и возможные пути преодоления.

Время Сергия Булгакова и Василия Зеньковского – это эпоха стремительной секуляризации всех сторон общественной жизни России, заострившей до предела вопрос об отношении Церкви и культуры, поставленный еще ранними славянофилами – Алексеем Хомяковым, Иваном Киреевским и их единомышленниками. Путь, пройденный каждым – и Булгаковым, и Зеньковским, – вначале совпавший с «мейнстримом» эпохи, затем был медленным изживанием секуляризма как основной болезни современной им культуры, закончившейся революционным коллапсом 1917 года в России. Этот печальный исторический итог обрек на долгие годы изгнания и самих мыслителей, и трудные проблемы взаимоотношения веры и знания, Церкви и культуры, Церкви и государства.

Подробнее...

 

Доклад на Четвертых Международных Покровских чтениях «Тысячелетние традиции просвещения под покровом Премудрости Божией»

Киев, 25-27 октября 2011 г.

Современный секулярный мир, оставив Христово Евангелие, удалившись от Божественного Откровения, уклонился в жизнь человека без Бога, без Закона Творца своего. А это значит, что современное общество, освобождаясь от христианского наследия, от Самого Христа Спасителя, Который есть для всего человечества «путь и истина и жизнь» (Ин 14: 6), снова возвращается в дохристианское, внехристианское  состояние человечества. Поэтому к современному постхристианскому, или к ставшему нехристианским миру должен снова прийти Господь наш Иисус Христос, в нем должна снова прозвучать апостольская проповедь. Современное секулярное общество должно снова увидеть свет христианской жизни, увидеть человека, живущего вечностью, внутри которого уже совершается Царствие Божие (Лк 17: 21). Это состояние общества подвигает Церковь Христову снова пройти путь свидетельства древнего христианства, всесторонне показав людям, далеким от веры, путь истины и жизни, которые не сокрушимы никакими испытаниями и пребывают вечно.

Подробнее...

 

Опубликовано: http://www.bogoslov.ru/text/1769527.html

Предварительно следует сказать, почему я заинтересовался этой темой. Читал работу о.С.Булгакова «Философия имени», и эта работа  заинтересовала, т.к. связана с темой моей диссертации – «Язык как трансценденция». В диссертации была попытка уловить аспект трансценденции в языке. Утверждение лингвиста Ф.де Соссюра, что язык – это система знаков, система означающих, не убеждало, ведь совершенно очевидно, что язык имеет силу, и эта сила не человеческая, а сила высшая – Иная Сила, и хотелось это понять через работы М.Хайдеггера. Сейчас, читая о. С.Булгакова, нашел подтверждение своей интуиции, нашел почву для изучения языка и Слова Божьего. Также интересовала тема богообщения, простой вопрос – как можно общаться с Богом. Как можно что-то говорить Богу, и самое главное – как можно услышать Бога, и этот язык  (богообщения) явно не человеческий (в смысле обыкновенного говорения), и ответы нахожу в работе о.С.Булгакова «Философия имени», в тех его местах относительно силы Имени Божьего.

Подробнее...

 

Статья опубликована в: Brandon Gallaher. Antinomism, Trinity and the Challenge of Rationalism in the Theology of Sergii Bulgakov // Вісник КНУ імені Тараса Шевченка. Серія Економіка. – К.: ВПЦ «Київський університет», 2011– Вип.131. – С. 32–35.

Аннотация. В статье детально исследуются особенности софиологической концепции Сергия Булгакова в рамках его богословских исканий, дается ее взвешенная оценка с учетом намерений мыслителя и полученных им результатов.

The accusations of pantheism and determinism against Bulgakov's sophiology are well known although the complexity and obscurity of his theology has often prevented a sober evaluation of the substance of these accusations. It is hoped that conferences such as ours will go some ways towards preparing the ground for a long-needed critical judgement concerning his theology that avoids the extremes of both enthusiasm and condemnation. What is less well appreciated is that in Bulgakov's own theology he was attempting to overcome what he regarded as problems with pantheism, determinism and rationalism in Solov'ev's own sophiology. Here his antinomism is crucial in understanding his theological project and in this paper we will explore its relevance for sophiology and Trinitarian theology, some of the problems of Bulgakov's thought (which ironically are where he falls into the same errors as Solov'ev) and a possible antinomic response in Bulgakov's theology to these difficulties.

Подробнее...