Доклад прочитан на международной конференции КРФО «Церковь и секуляризм: христианизация и секуляризм (к 1700-летию Миланского эдикта)», проходившей 22-23 сентября 2013 года в Киеве

Церковь является даром Божиим. Она не результат наших человеческих усилий, а наша Alma mater, наша млекопитательница. Она преподает нам Христа. Богословие необходимо для того, чтобы сделать Церковь – то есть Церковь как опыт и как Традицию – значимой для нас. Богословие должно быть экклесиологичным, оно не может быть самоцелью, неким увлечением для интеллектуалов.

Церковь, по словам св. Иринея, "насаждена как рай в этом мире"(Adv. Haer. V, 20, 2), но мир этот падший. Более того, зачастую Церкви приходилось, да и сейчас приходится, существовать в обществе нехристианском или даже враждебном по отношению к христианству; или в обществе, если не враждебно настроенном к Церкви и христианству, то полностью секуляризированном. В секулярных обществах возникают вопросы, на которые Церковь должна давать ответы, если она хочет сохранять свою актуальность и обращаться к современному человеку. По сути, это даже не Церкви важно быть "значимой" для того чтобы выжить, потому что Христос пообещал быть с Ней до скончания века и "врата ада не одолеют Ее". Скорее, именно ради мира Церковь должна быть значимой, потому что Христос пришел спасти "этот мир". В этом задача богословия.

Подробнее...

 

Доклад прочитан на международной научной конференции КРФО «Церковь и секуляризм: христианизация и секуляризм (к 1700-летию Миланского эдикта)», проходившей 22-23 сентября 2013 года в Киеве

Прошло уже больше двадцати лет с тех пор, как я на очередном пастырском собрании в Париже прочел небольшой доклад под названием «Богословие и Пастырство», в котором я рискнул, в виде рабочей гипотезы, дать пример предлагаемого мною метода для краткого курса пастырского богословия. Общий смысл его сводился к тому, что пастырство собственно не что иное, как практическое применение богословия, что всякое пастырское действие должно расцениваться и проверяться «правилом веры» и что такое действие должно являться прямым выражением сего правила, – короче говоря, что пастырство должно быть прикладной догматикой.

Затем я привел примеры совершения трёх таинств – крещения, брака и покаяния из современной пастырской практики, явно не соответствующих, а то и прямо противоречащих подлинному святоотеческому богословию, которое их обосновывает. Попытавшись раскрыть их истинный богословский смысл, я надеялся восстановить исконное их пастырское измерение для столь нуждающегося в нём современного человека. В нижеследующем изложении постараюсь следовать тому же методу.

Подробнее...

 

Доклад прочитан на Шестых Международных Амвросиевских Чтениях «Миланский эдикт начало христианизации общества», состоявшихся 22-23сентября 2013 года в Милане

Феномену христианизации языческого общества в Римской Империи после провозглашения Миланского эдикта в 313 году были посвящены многие исследования, но в эпоху дехристианизации общества тема превращения античного общества в общество христианское представляет особенный интерес для современной ситуации. Написано множество статей, книг, защищены докторские диссертации по этому вопросу[1], но авторы этих работ сосредоточены либо на историческом или философском аспектах, либо рассматривают его как явление религиозной науки, которые имеют определенный интерес, но не в полной мере объясняют христианизацию языческого общества в древнем мире.

Необходимо более тщательно исследовать это явление, чтобы ответить на вопрос: почему стала возможна христианизация языческого мира, каковы были условия и предпосылки для обращения язычников в христианство? Другими словами, мы должны исследовать, как смотрела на евангелизацию древнего мира сама Христова Церковь, что о ней говорит Священное Писание, учение Церкви, богословие. Такой подход поможет нам понять ее должным образом, а не смотреть на христианизацию только как на явление человеческой истории.

Подробнее...

 

O.Amvrosij-archimВаше Высокопреосвященство, дорогие отцы, братия и сестры!

Сердечно приветствую вас на открывшейся международной научной конференции «Церковь и мир: христианизация и секуляризм (к 1700-летию Миланского эдикта)». Коференцию проводит Киевское Религиозно-философское общество, созданное по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля УПЦ, которое в этом году празднует 10-летие своего воссоздания. Мы успели сделать за эти годы не так много: семь международных конференций, разнообразные семинары, издание журнала «Христианская мысль». Но это только начало служения КРФО Православной Церкви и обществу. Современный человек, живущий в эпоху секуляризации, стоит перед множеством проблем, решение которых он не находит в этом мире, отошедшем от Евангелия, от христианского наследия, де-христианизирующемся. Помочь человеку найти Истину, обрести в этом тленном, преходящем мире путь к вечному и непреходящему, не отчаяться в мире эгоизма, гордости, страстей и пороков и утвердится в Любви, Добре, Вере и Надежде, то есть возвратиться к христианскому наследию, – это тема не только нынешней конференции, посвященной юбилею Миланского эдикта, начавшего христианизацию общества. Это и та задача, которую ставит перед собой КРФО, – помогать современному человеку в этом поиске, поддержать его, не оставить его среди множества проблем. Нынешняя конференция свидетельствует об этой работе общества.

Да благословит Господь Ваши труды в ходе конференции, которые так нужны, дороги и очень ценны для сегодняшнего человека.

 

 

Vl.VarsonofijВаши Высокопреподобия, Преподобия, дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые участники конференции!

Сегодня мы открываем конференцию с очень громким названием «Церковь и мир: христианизация и секуляризм», посвященную 1700-летию Миланского эдикта. Тема этой конференции непростая, как и непростые отношения Церкви с обществом и государством во все времена. Актуальность этой темы сложно, да и мне кажется вообще невозможно переоценить, особенно в наше время, время всеобщей нравственной деградации и духовного упадка. Именно поэтому и к этой теме, и к нашей конференции в частности должно быть приковано пристальное внимание широкой общественности, а не только специалистов. Ведь от того, как живет человек, в какой системе ценностей он находится, зависит в конечном итоге его эсхатологическая перспектива.

Этот год богат на церковно-исторические юбилеи и круглые даты. Это и 1025-летие Крещения Руси, которое мы отмечали летом, и 750-летие кончины святого благоверного князя Александра Невского, и 300-летие Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге, и множество других событий, но прежде всего, это 1700-летие важнейшего документа церковно-государственных отношений – Миланского эдикта. Миланский эдикт положил конец эпохе гонений на Церковь, в то же время он положил начало не только повсеместной христианизации мира, но и расцвету богословской науки и культуры. Однако, как известно, мир изменился, и изменилось отношение современных цивилизаций и развитых государств к Церкви. Западный мир, так называемая просвещенная Европа, сегодня все отчетливее демонстрирует нам не просто всеобъемлющую секуляризацию, но и полную бездуховность. Многое можно сказать об этом, и сегодня здесь собрались видные ученые, богословы, специалисты с мировым именем, которые расскажут и о причинах этих кризисных явлений и укажут на пути выхода, в которых так нуждается современный заблудившийся человек. Желаю всем вам успехов, и пусть наша конференция принесет пользу не только разуму, но и душам ищущих смысл подлинного бытия.