Voskresenie_Christovo-1Публикация: Анатолий Жураковский, священник. «Мы должны все претерпеть ради Христа…»: проповеди, богословские эссе, письмо из ссылки к своей пастве / Сост., авт. биогр. очерка и коммент. П. Г. Проценко. – М., 2008. – С. 286–303.

Как радостно, как победно звучит это приветствие в наших храмах и в наших домах в эти святые дни. И только одно омрачает наше торжество, нашу светлую радость — это сознание того, что далеко не во всех сердцах у окружающих нас приветствие встречает ответный отзвук. Мы знаем, что много, очень много в наши дни единокровных с нами, рожденных с нами в одной вере, освященных когда-то таинствами Церкви, принимавших когда-то участие в наших молитвах и в нашем исповедании, а ныне вовсе отступивших от нас и от церковной святыни. Вероятно, каждый из собравшихся здесь со скорбью может свидетельствовать, что в среде близких ему лиц есть такие, кто даже в эти светлые пасхальные дни не переступил порог храма, не преклонился перед Воскресшим и о ком хочется молиться особенно пламенно и неотступно.

Подробнее...

 

Voskresenie_ChristovoВ Праздник Светлого Христова Воскресения мы публикуем проповедь иеромонаха Амвросия (Макара), настоятеля храма св. Амвросия Медиоланского (Милан), Председателя Киевского Религиозно-философского общества

Пасха двери райския нам отверзающая: Пасха всех освящающая верных

Пасха Господня, Воскресение Спаса нашего Иисуса Христа из мертвых – это начало нового времени, новой жизни, нового бытия человека. Пасха приносит новую жизнь, потому что возвращает человека в то состояние, которое он потерял через грехопадение. Она воистину открывает человеку райские двери и вводит его в рай, в ту жизнь, для которой он создан, соединяет его с Творцом. Поэтому Пасха Христова, прежде всего, ассоциируется с творением Богом мира, потому что она, действительно, воссоздает человека, творит из старого человека нового.

Или, как апостол Павел учит, делает из грешного падшего человека новое творение, «новую тварь» (2 Кор. 5: 17; Гал. 6: 15). Пасха Господня, таким образом, становится самым великим торжеством, и не только Воскресшего из мертвых Иисуса Христа, Победившего, Преодолевшего, Поправшего Своей смертью саму смерть, как плод грехопадения, но с Ним победителями становятся и все те люди, которые верят в Победителя смерти, Воскресшего Господа. Пасха Христова становится новым путем для человека, смыслом и целью его жизни. Поэтому Воскресение Христово – это не просто одно из событий в истории человечества, и даже не одно из чудесных или из самых сверхъестественных  явлений на земле, это основа настоящей жизни человека, это его надежда и спасение.

Подробнее...

 

RaspjatieПубликация: Анатолий Жураковский, священник. «Мы должны все претерпеть ради Христа…»: проповеди, богословские эссе, письмо из ссылки к своей пастве / Сост., авт. биогр. очерка и коммент. П. Г. Проценко. – М., 2008. – С. 275–286.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Свершилось. Какая страшная минута! Какой страшный час! И неужели это действительно было?

Неужели действительно человек поднял руку и убил своего Бога? Неужели действительно маленький человеческий грех, маленькое человеческое безумие стало таким громадным, таким безмерным, выросло до неба и затопило в своей темной пучине Величайшую Святыню мира?

Неужели действительно — когда на земле один только раз на протяжении всей человеческой истории явилась Совершенная Красота, Совершенная Святость и Непорочность, — неужели человек в эту минуту, вместо того чтобы преклониться перед Ней и отдать Ей всю свою жизнь, свою душу, вместо этого поднял руку и Его, Единого Несравненного, пригвоздил к кресту, издевался над Ним и умертвил Его позорной, страшной смертью? Неужели это возможно? Неужели это действительно было?

Да, это было, это есть, и это будет.

Самое страшное, самое ужасное в том мгновении, которое мы с вами переживаем, — это то, что оно не только мгновение, что оно не только прошлое, но и настоящее, и, должно быть, и будущее. Самое страшное то, что ужас, о котором мы вспоминаем, длится и поныне.

Подробнее...

 

Tajnaja-Vecherja-1В Великий Четверг Православная Церковь совершает воспоминание Тайной Вечери Христовой и предательство Иудой Спасителя.

Преподав в сионской горнице своим ученикам Тайную Вечерю, Господь сказал: “Сие творите в Мое воспоминание”. Апостол Павел в Послании коринфянам говорит: “я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром”.

Подробнее...

 

Доклад на богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, г/к «Даниловский» 14-17  ноября 2005 г.)

Публикация: http://theolcom.ru/ru/text.php?SECTION_ID=26

Тематика служб Страстной седмицы не состоит только из анамнезиса событий Страстей. Первые три дня и особенно службы Великого понедельника и Великого вторника наполнены также эсхатологическим смыслом. С одной стороны, это понятно, потому что притчи о Царстве, повлиявшие на гимнографию этих святых дней, были произнесены Христом непосредственно перед Страстями. Они дали возможность понять тем, кто этого желал, что Христос не является политическим Мессией: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36), – сказал Он Пилату. Царство Христа есть Царство Небесное, требующее глубокого внутреннего изменения: чтобы войти в Него, недостаточно ссылаться на Закон и формально его исполнять.

Тем не менее, можно задать вопрос: какая может быть связь между эсхатологией и основополагающей темой служб Страстной седмицы – таинством спасения? Касаются ли притчи, читаемые за богослужением этих трех дней, уже свершившегося в страданиях Христа перехода от Ветхого Израиля к Новому Израилю, т.е. от синагоги к Церкви, или они возвещают событие будущего, к которому все мы готовимся?

Подробнее...