Vhod-Gospoden_v_IerusalimСтрастная седмица предваряется празднованием торжественного Входа Спасителя в Иерусалим. Народное ликование, сопровождавшее этот вход, было обусловлено, как повествует Евангелие, предшествовавшим ему чудом воскрешения Христом его друга, брата Марфы и Марии – праведного Лазаря. “Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо” (Ин. 12, 17-18). Архиереи, уже положившие предать Иисуса смерти, решили также убить и Лазаря, поскольку из-за его воскрешения многие из иудеев уверовали во Христа. Согласно древнему пророчеству, сев на осла, Господь через Золотые Врата шествовал в Иерусалим, «множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 8).

Подробнее...

 

Blagoveshchenie-RublevВ проповеди на Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отец Димитрий Познанский, уже тяжело больной и знавший о тех телесных страданиях, которые ему предстоит перенести, нашел самые главные слова о том, чему должен научиться каждый из нас на своем земном пути, чтобы и пройти, и завершить его достойно: «В Евангельском описании Благовещения мы не видим в Марии ни превозношения, ни выставляющегося на показ собственного недостоинства смиреннословия, но лишь кроткое смиренномудрие». Вслушаемся в эти слова, и, может быть, и мы сможем их не только повторить, но и прожить вслед за иереем Димитрием Познанским.

О Благовещении Священное Писание повествует так: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк.1, 26-38).

Подробнее...

 

dean_meyendorffМы публикуем второй фрагмент воспоминаний о протопресвитере Иоанне Мейендорфе (1926–1992) из книги профессора Парижского Свято-Сергиевского Православного Богословского Института, почетного члена Киевского Религиозно-философского общества протоиерея Николая Озолина «Париж. Нью-Йорк. Москва. Из личных воспоминаний», которые будут полностью републикованы с разрешения автора в журнале «Христианская мысль».

Вторая часть посвящена взглядам протопресвитера Иоанна Мейендорфа на церковные вопросы, не только не утратившие своей актуальности сегодня, но даже ставшие еще более острыми, в том числе и в Украине, – перевод богослужебных текстов с церковно-славянского на славянские языки, реформы церковной жизни, их необходимость и опасности, поджидающие Церковь на этом пути (на примере общины священника Георгия Кочеткова) и др. Характерно, что позиция о. Иоанна далека от критиканства: она содержит подробнейший анализ взглядов о. Георгия, основанный на православной экклезиологии.

Мы также предоставляем читателям возможность ознакомиться с текстами о. Иоанна Мейендорфа, на которые ссылается о. Николай Озолин, – «Заметка о Церкви» и «Об изменяемости и неизменности православного богослужения».

Подробнее...

 

Публикация: Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Заметка о Церкви // Вестник РХД. – 1984. – № 141 (I–II). – С. 78–82.

В 140-м выпуске «Вестника» напечатана статья за подписью С. Т. Богданова (псевдоним  свящ. Георгия Кочеткова – Прим. ред.), озаглавленная «Священство православных и баптистов».
Своим содержанием и тематикой статья касается современно-жгучей проблемы Церкви, в связи с ростом в сегодняшней России баптизма, отрицающего традиционные православные формы церковности, но в то же время, как правильно (и часто остроумно) подчеркивает С. Т. Богданов, усваивающего организацию, структуру и дисциплину Церкви, только в новых, более секулярных формах.

Подробнее...

 

Публикация: Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Об изменяемости и неизменности православного богослужения // Журнал Московской Патриархии. – 1998. – № 8. – С. 62–68.*

В течение всей истории православного, или «кафолического», христианства вера была неотделима от молитвы и богослужения, а богослужение выражало веру Церкви. Эту неотделимость Lex orandi и Lex credendi (лат.: правило молитвы и правило веры. – Прим. ред.) знало древнее монашество. Авва Евагрий писал: «Кто молится, тот богослов», а наше восточное Православие испытало на опыте и испытывает по сей день, как вера действительно сохраняется в богослужении Церкви. В течение многих веков православное богослужение сохраняло Православие на Ближнем Востоке под турецким игом. О силе богослужения, как выражения веры и верности, хорошо знает и Русская Церковь. Но эта неразрывность церковной веры и церковного богослужения предполагает верное ощущение самой Церкви, верный церковный опыт, то есть восприятие верного соотношения между разными аспектами православной экклезиологии. В рамках предоставленного времени я постараюсь поделиться с вами несколькими замечаниями:
об экклезиологических предпосылках всякого истинно православного подхода к вопросу о богослужебных изменениях;
об исторических примерах таких изменений, имеющих отношение и к нашему времени.

Подробнее...