Nazarov-Irpen28-29 мая 2012 г. в Ирпене на базе Национального университета Государственной налоговой службы Украины проходили V Международные философско-экономические чтения «Философия финансовой цивилизации: человек в мире денег», в рамках которых состоялся круглый стол на тему «Интеллект и социум: время неоднозначных перемен». В работе чтений и круглого стола принял участие член Совета Киевского Религиозно-философского общества, действительный член Академии философии хозяйства, кандидат экономических наук, доцент экономического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко И. В. Назаров.

В своем докладе «Формирование «мейнстримовской» модели экономического поведения и экономического знания в контексте кризиса западнохристианской и православной цивилизаций», опубликованном в сборнике материалов чтений, И. В. Назаров проанализировал религиозно-мировоззренческие предпосылки либерального «рыночного фундаментализма», к сожалению, некритически перенесенного в 1990-х годах на украинскую и российскую почву при демонтаже плановой системы управления экономикой. Автор показал, что два основополагающих постулата английской классической политэкономии, находящиеся в основе либеральной модели – концепты «экономического человека» А. Смита и «невидимой руки рынка», являются производными от фундаментального мировоззренческого сдвига, имевшего место в Западной Европе в эпоху Ренессанса. Суть его – в переходе от христоцентрического понимания человека как образа и подобия Божия к антропоцентрическому его пониманию в качестве «меры всех вещей». Постулат «невидимой руки рынка», выдвинутый А. Смитом, является производным от философии природного порядка, разработанной французскими физиократами, в то время как последняя вытекает из позиции деистов – Ф. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье, являвшихся сторонниками антихристианской идеи Бога-часовщика, создавшего мир с его идеальными законами, но затем якобы навсегда устранившегося от промышления о Своем творении. В докладе показано, что все эти теории, вплоть до самых прагматических поведенческих установок экономических субъектов, являются звеньями в одной цепи религиозно-культурного декаданса, начавшегося в Западной Европе на излете Средневековья и продолжающегося по сей день.