VvedenieЧудесным и святым было Рождество Пресвятой Богородицы, таким же неизреченным стало и Введение Пречистой Девы Марии в Иерусалимский храм как исполнение обетований, данных Ее праведными родителями Иоакимом и Анной. Они дали обещание Господу, если родится от них бесплодных и уже престарелых дитя, они посвятят его Богу, отдадут его на служение в храм. Именно об этом повествует уже первая стихира Праздника Введения: «От Господа приимше обещания плод, Иоаким и Анна Божию Матерь, благоприятну жертву, в храм введоша днесь». Как смиренно они просили у Господа рождения от них дитяти, также кротко они исполнили данный Богу обет, отвели свою дочь, Пресвятую Марию в храм Господень.

Их жизнь принадлежала Богу, поэтому праведные Иоаким и Анна спокойно и терпеливо перенесли испытания и искушения бесчадства, и с глубоким сердечным вдохновением и благодарением Господу отвели Деву Марию в храм. Они с радостью отдавали свою дочь на служение в храм, ибо это в их жизни стало самым великим событием, их дочь будет всегда с Богом, будет жить для вечной жизни, будет воспитываться в Законе Господнем, возрастать и крепнуть духовно, послужит Богу и Его народу.

Святые Иоаким и Анна думали просто и кротко лишь о служении Богу и славе Его. Они не видели свой путь особенным, чем-то отличающимся, наоборот, они видели себя неугодными Богу, недостойными дара Господнего, родившейся от них бесплодных Девы Марии. Праведные Иоаким и Анна думали только об исполнении воли Божией, ибо любили Господа всем сердце, всей душой. Эта любовь Божия их питала и насыщала сполна, они ею жили, пребывая умом и сердцем на небе. Поэтому все трудности они переносили терпеливо и спокойно, созерцая неизреченную милость Божию. Лишь от таких родителей могла родиться Божия Матерь, ибо они не только чистым умом и сердцем Ее родили, но и с самых первых дней Ее жизни смогли вложить в Ее душу свою любовь и стремление к Богу, полнейшее послушание Ему и смиренное, терпеливое, кроткое перенесение всех трудностей и невзгод.

Праведные Иоаким и Анна не старались сделать это посвящение их дочери Богу чем-то особенным, исключительным, они совершали его в простоте своего сердца, смиренно радуясь и воздавая благодарение Богу, хотя сам обряд посвящения был торжественным и украшенным сопровождением отроковиц и дев с зажженными свечами, духовным пением и ликованием. Но сердцеведец  Господь именно таких, кротких и смиренных, укрепляет, возводит и поднимает, дарует им особенную благодать. У кротких всегда все в жизни простое и святое, ибо они отданы Богу. Они удаляются от всякого греха и искушения, хранят свой ум и сердце от лукавств и нечистоты. У них, чем больше смирение, тем большая и радость и удовлетворение. Такими были святые Иоаким и Анна, и Господь их возвеличил, дал им невероятное, самое великое, ибо знал, что они будут во всем видеть только любовь и силу Божию. Маленькая трехлетняя Дева Мария не только чудно никем не поддерживаемая поднялась по 15-ти ступенькам к храму, но и встреченная первосвященником Захарией была им введена во Святое святых Иерусалимского храма, куда только первосвященник мог входить, и то лишь один раз в год для священнодействия.

Дева Мария невместимое Слово вместившая

Введение в храм Богоотроковицы Девы Марии становится неизреченным потому, что она была избрана Богом стать Матерью Божией. И все это благодаря благочестивым родителям, которые родили Ее как чистейший сосуд непорочности, и привели в храм, чтобы она здесь и сохранилась и возросла в чистоте. Поэтому Православная Церковь, прославляя Введение Пречистой Девы Марии в храм, уже в этом празднике воспевает Ее как Ту, Которая вместит в Своем чреве невместимого Бога. Она станет храмом Господа, и Церковь поэтому уже теперь Ее называет вместилищем Бога. Уже в первых стихирах вечерни праздника мы поем: «Днесь, … одушевленный Кивот, невместимое Слово вместившую: приводится бо Господеви, паче eстества плотию младенствующи, и святитель великий Захария приемлет с веселием Сию, яко Божие Жилище». В следующей стихире еще прямее говорится: «Днесь храм одушевленный святыя славы Христа Бога нашего, eдина в женах Благословенная Чистая, приводится в храм законный жити во святых». Такой же она прославлятся и дальше: «Сущи святейший храм Святаго Бога нашего, всячeская освятившаго входом Eя и обожившаго eстество земных поползшееся».

Но, предзнаменуя будущее чудо рождения Христа Бога от входящей в храм Богоотроковицы Девы Марии, песнопения праздника Введения указывают и на то, какой важности для нее будет пребывание в Иерусалимском храме, как она будет воспитываться в нем, чтобы стать Божией Матерью. В последней стихире на Господи воззвах Церковь прямо поет: «Захарие, … сию введи во святый храм священно воспитатися, яко да будет Владыки всех Божественный престол, и палата, и oдр, и светозарное обителище». А в первой литийной стихире еще яснее говорится: Дева «освящена бывши в жилище, днесь в храм яко непорочное приношение приводится, … воспитатися в жилище прежде век от Oтца нетленно Рождшагося во спасение душ наших». Об этом же говорит и первая стихира на стиховне: Дева введена в храм «в Божественный дом воспитатися честно». Однако песнопения праздника Введения не только говорят о важности воспитания Пресвятой Девы Марии в храме, но и возводят нас к совершению того, к чему готовится Приснодева, к чудесному рождению от Нее Христа Бога, как это выразительно изображается в тропаре Праздника Введения: «В храме Божии  ясно Дева является и Христа всем предвозвещает». Но особенно ярко это делает третья стихира на хвалитех: «Небесным воспитана, Дево, хлебом верно в храме Господни, родила eси миру Жизни Хлеб, Слово, Eмуже, яко храм избранный и всенепорочный, предобручилася eси Духом таинственно, обручена Богу и Oтцу».

Значение храма и духовного воспитания в жизни православного христианина

Славное и чудесное Введения Богоотроковицы, Пречистой Девы Марии в Иерусалимский храм прославляется Православной Церковью не только как таинственное Божественное событие, оно празднуется также и для напоминания каждому христианину о важности и значимости храма и духовного воспитания в жизни православного христианина. Это важно, прежде всего, для христианских родителей, ибо Праздник Введения Пресвятой Богородицы в храм напоминает, как они должны стремиться к Богу, чтобы направить своих детей к духовным небесным благам. Пример праведных Иоакима и Анны является самым ярким для всех родителей, ибо они не разделялись между небесным и земным, между вечным и тленным, между духовным и материальным. У них всегда ценности вечные, духовные, небесные были превыше всего, они к ним стремились, ими жили и насыщались, поэтому и получали неизреченные блага.

Дева Мария вводится Ее родителями в храм не только через исполнение обетований, они Ее приводят к храму потому, что понимают важность его для воспитания ребенка. Иоакаим и Анна отдают Деву Марию в храм, ибо прекрасно знают, что это самое благодатное место, самое защищенное от греха и беззакония, от тлетворного влияния человеческих страстей и похотей, от всякой лжи и неправды, от лицемерия и тщеславия. Также и православные родители, ища защиты для своих детей от тлетворного влияния века сего, ведут их в храм, ибо церковь ‒ настоящая защита для немощных детей.

А, защитившись от неверия и развращенности этого безбожного мира, дети в церкви имеют все возможности просвещаться, духовно укрепляться и возрастать. Отроковица Дева Мария в храме Иерусалимском имела все возможности духовно совершенствоваться и утверждаться во многих добродетелях, Она всесторонне служила людям в их нуждах и печалях, Ее за это любили, уважали, благословляли. Также и дети христианских родителей в церкви имеют все возможности возрастать и укрепляться духовно, просвещаясь и наставляясь в учении церковном, изучая и познавая Божественные истины и Евангельские заповеди. Здесь дети могут воспитываться и утверждаться в духовной жизни, они здесь преодолевают эгоистические начала и обретают любовь в сердце. Дети воистину в храме, в церковной среде впитывают в себя христианские добродетели и, возрастая в вере и благочестии, обретают в своих душах дух терпения, кротости и смирения, милосердия и жертвенности.

Этим они служат и другим людям, внося мир и покой в среду, в которой они пребывают и живут. Они действительно этим уподобляются Пречистой Деве Марии, Которая в храме воспитывалась стать жилищем Бога, вместилищем невместимого. Также и нам апостол Павел напоминает, что мы, христиане, призваны быть храмом Духа Святого, домом Божиим. Конечно, храмом, в котором живет Дух Божий, человек может становиться именно в храме Божием, а не вне его, где царствует тлетворный дух века сего. Поэтому самым естественным есть воспитание ребенка в храме, где он уподобляется Самой Приснодеве Марии, становясь так же храмом Божиим, в котором живет наш Господь, насыщая уже сердце дитяти благодатью и милостью Своей.