uspenieС праздником!

Сегодня Православная Церковь совершает празднество Успения Божией Матери. И хотя славянское слово «празднество» означает пустоту, глагол «совершать» в отношении него совершенно уместен, т.к. верующие упраздняются от всех мирских дел, чтобы уделить время воспоминанию этого события, размышлению о нем и молитве. Почему телесная смерть Божьей Матери является для нас Праздником, и что означает слово «успение»? «Успети» по церковно-славянски означает «уснуть». В церковной традиции смерть уподобляется сну, чтобы таким образом подчеркнуть ее условность. Умирает лишь тело, но и оно будет восстановлено и вновь соединится с душой во всеобщем воскресении из мертвых. Но, как говорит Евангелие, одни воскреснут в воскрешение жизни, а другие в воскрешение суда.

После Вознесения Спасителя, Пречистая Дева часто приходила ко гробу Своего Сына и на Голгофу, где молилась о том, чтобы Господь забрал Ее к Себе. Во время одной из таких молитв, Богородице явился архангел Гавриил, который, вручив Ей пальмовую ветвь, поведал о скором Ее отшествии из этого мира. Преставление Приснодевы сопровождалось многочисленными чудесами. Согласно преданию, ученики Христовы узнали о предстоящем Успении Владычицы по откровению свыше, и все, чудесным образом, были доставлены в Иерусалим из разных концов мира. Во время беседы Пречистой Матери с апостолами, комнату озарил необычайно яркий свет, и в окружении Небесных Сил явился Сам Господь. Приснодева произнесла: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея», — и отошла от мира сего. Когда погребальное шествие двигалось через Иерусалим в Гефсиманию, иудейский священник Афония в злобе приблизился к одру с телом Богоматери в намерении опрокинуть его. Но как только его руки коснулись одра Пречистой, ангел Божий невидимым мечем отсек их. Иудей в ужасе пал на землю, и раскаявшись, исповедал Иисуса Христа Господом, после чего кисти его рук мгновенно исцелились. К вечеру тело Богородицы было положено в пещере, каковые, по причине каменистости почвы, служили у евреев гробами.

Апостол Фома – единственный не присутствовавший на погребении, прибыл в Иерусалим только на третий день после Успения Богоматери. Когда апостолы отворили пещеру-гроб, где было положено тело Марии, их взорам предстало пустое помещение. Комментируя это событие, в своем «Слове на Успение» святитель Григорий Палама говорит: «Как соделалась бы перстью, подвергшись тлению, Та, Которая, еще будучи трехлетней, и еще не имея в Себе Пренебесного Вселившегося, еще не рождшая Воплотившегося, обитала во Святом святых? Поэтому и родившее естественно тело спрославляется богоприличной славой (вместе) с Рожденным и совоскрешается, по пророческой песни, вместе с прежде воскресшим тридневно Христом, "кивот святыни" Его (Пс. 131, 8). Было и доказательство воскресения Ее из мертвых для апостолов — плащаница и погребальные одежды, одни лишь и оставленные во гробе и одни только найденные в нем пришедшими для осмотра: точно также, как было и ранее относительно Сына Ее и Господа. Но не было нужды, чтобы Она еще некое время пребывала на земле, как Сын Ее и Бог; и потому Она прямо из гроба была вознесена в пренебесное жилище, откуда сияет светозарным и Божественнейшим блеском, освещая оттуда всякое земное достояние, и за это всеми верными поклоняемая, восхваляемая и воспеваемая. Даже и то, о чем сказано в начале, что Она была унижена на краткое время пред Ангелами, (разумеем вкушение смерти), — и это должно служить к умножению во всем величия Богоматери. Поэтому и справедливо все соединяется и содействует нынешнему торжеству».

Праздник Успения — это еще один повод для размышлений о скоротечности временной жизни, тленности земных благ и обманчивости земных удовольствий.

Успение — один из самых почитаемых Праздников на Руси. В честь Успения Богородицы освящена Великая церковь Успения в Киеве, и сама Киево-Печерская Лавра раскинувшаяся вокруг нее. В честь Успения назван главный Собор Московской Руси – Успенский Собор Кремля.

В этот день, вместе с солунским святителем Григорием, вознесем молитвы к Богородице, которая во Успении Своем не оставила мира, но пребывает милостивой ходатаицей и молитвенницей о грешном роде человеческом.

«О, Дево Божественная и ныне Небесная! Как поведаю все о Тебе? Как прославлю Тебя, Сокровищница Славы? Чрез Тебя просветляется зрение разума, чрез Тебя просвещается дух наитием Святого Духа, поскольку Ты соделалась хранилищем и сосудом дарований; однако же не так, что удерживаешь в Самой Себе, но так, что все исполняешь дарами благодати. Ибо Владетель неистощимых сокровищ предоставляет их Тебе для раздаяния; в противном случае, зачем бы Он создавал блаженство, сокрываемое и нерождаемое? Поэтому, о Госпоже, подай обильно всему народу Твоему и этому достоянию Твоему от милости Твоей и даров Твоих. Даруй избавление от обдержащих нас бедствий; виждь, сколь многими и великими внешними и внутренними мы угнетаемся. Твоим могуществом преобразуй все к лучшему; воздай страданиям нашим Твою помощь и врачевство, уделяя душам нашим и телам щедрую благодать для всего потребную. А если бы мы не могли вместить, соделай нас достойными вмещения и столько удели, чтобы мы, благодатию Твоею спасаемые и укрепляемые, прославили воплотившееся от Тебя нас ради Предвечное Слово, со Безначальным Его Отцом и Животворящим Духом ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь».


28 августа 2008 года


Публикация: http://pravaya.ru/news/16331