Богословие
Архимандрит Иов (Геча). Русская литургическая школа: история, наследие, перспективыПубликация: Архимандрит Иов (Геча). Русская литургическая школа: история, наследие, перспективы // Христианская мысль. – № 5 (2009–2010). – С. 19-27. Другие публикации архимандрита Иова (Гечи) см. в: журнал "Христианская мысль" № 3 (2006), № 4 (2007-2008); раздел "Статьи. Богословие". «Канонический строй, богословское самосознание, богослужебный чин и устав, быт и подвиг и многое другое в жизни Церкви оказывается величиной исторической, переменной, растущей и живой, слагающейся во времени. От изменчивости в прошлом естественно заключить и к изменяемости в настоящем».1 Эта мысль великого русского богослова XX столетия отца Георгия Флоровского превосходно характеризует тот дух, в условиях которого возникла русская литургическая школа второй половины XIX столетия. Цель предлагаемого исследования заключается в том, чтобы изложить ее историю, определить наследие и очертить нынешние перспективы. Архимандрит Иов (Геча). «Се Жених грядет в полунощи». Эсхатологический характер богослужений первых трех дней Страстной седмицыДоклад на богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, г/к «Даниловский» 14-17 ноября 2005 г.) Публикация: http://theolcom.ru/ru/text.php?SECTION_ID=26 Тематика служб Страстной седмицы не состоит только из анамнезиса событий Страстей. Первые три дня и особенно службы Великого понедельника и Великого вторника наполнены также эсхатологическим смыслом. С одной стороны, это понятно, потому что притчи о Царстве, повлиявшие на гимнографию этих святых дней, были произнесены Христом непосредственно перед Страстями. Они дали возможность понять тем, кто этого желал, что Христос не является политическим Мессией: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36), – сказал Он Пилату. Царство Христа есть Царство Небесное, требующее глубокого внутреннего изменения: чтобы войти в Него, недостаточно ссылаться на Закон и формально его исполнять. Тем не менее, можно задать вопрос: какая может быть связь между эсхатологией и основополагающей темой служб Страстной седмицы – таинством спасения? Касаются ли притчи, читаемые за богослужением этих трех дней, уже свершившегося в страданиях Христа перехода от Ветхого Израиля к Новому Израилю, т.е. от синагоги к Церкви, или они возвещают событие будущего, к которому все мы готовимся? Иеромонах Амвросий (Макар). Взгляд протопресвитера Николая Афанасьева на служение мирян в ЦерквиВопрос о мирянах, их месте, значении и служении в Церкви был одним из самых важных в экклезиологических исследованиях профессора канонического права Свято-Сергиевского Института протопресвитера Николая Афанасьева. Но для того, чтобы понять, почему для профессора проблема мирян в Церкви была такой важной и значительной, нам необходимо сделать краткий экскурс в историю этого вопроса. Дело все в том, что понятие существа христианина, а уж тем более мирянина, в последние столетия так деформировалось, что стало действительно проблемой номер один. Архимандрит Иов (Геча). Православное богословие сегодняДоклад, прочитанный на Православном отделении богословского факультета Белостокского университета (Польша) в мае 2008 года Опубликовано: http://www.kiev-orthodox.org/site/theology/1828/ Нас просят остановить свое внимание на теме православного богословия в современном мире. Это задача не из легких, и мы нисколько не претендуем даже на возможность достижения поставленной цели. Тем не менее, учитывая особенности различных тенденций свежих богословских изданий современного православного мира, которым необходимо следовать, позвольте поделиться с вами некоторыми размышлениями по этому поводу. Необходимо сразу же сказать, что православное богословие, как правило, предпочитает отвечать на вопросы и проблемы своей эпохи более охотно, чем преподавать и распространять свою подлинно сущностную доктрину. Вот, наконец, почему, отвечая на вопросы, которые нам были поставлены, нужно смотреть вокруг себя, размышляя, каким образом Православная Церковь своим богословием отвечает вызовам современного общества. Исходя из этого, мы думаем, что было бы правильным задержаться на трех особенно актуальных областях в современной богословской мысли Православной Церкви: экклезиологии, антропологии и эсхатологии. Протоиерей Николай Макар. Развитие богословия и философии: поиски путей сближенияДоклад на II Международных Покровских миссионерско-просветительских чтениях «Церковь в мире: служение любви»
Киев, 22-24 октября 2009 г. Когда речь идет о развитии богословия и философии, мы говорим практически об одном и том же, о познании Истины, только разными путями. Но, в свою очередь, эти разные пути могут идти или вместе, сливаясь в один путь постижения истины, или же расходиться и приходить к разным результатам. Господь, сотворив человека по Своему образу и подобию, дал ему свободную волю. Поэтому человек свободно выбирает все в своей жизни и, прежде всего, – слушаться своего Творца, или не слушаться Его. Это относится и к пути познания. Бог дал человеку разум, которым он может познавать мир и его Творца, Самого Бога, Истину. Однако разум человека может успешно познавать Истину только тогда, когда человек живет по заповедям Божиим, слушает своего Творца, исполняет Его волю. До своего грехопадения Адам продемонстрировал этот успех глубокого познания мира, давая имена Божиим творениям (Быт. 2: 19-20). Но грех нарушил этот баланс, человек перестал слушаться своего Творца, его ум помрачился. До грехопадения ум человеческий объединялся с умом Божиим и достигал ясности видения, созерцания Истины. Грех разделил их, человек начал смотреть на этот мир и изучать Божие творение только своим умом. И все же верующим в истинного Бога людям Господь давал Свое Откровение, которое помогало человеку возвращаться к гармонии познания его разума с Божиим умом, с Его словом. |