Статьи
В этом разделе представлены статьи членов КРФО по богословию и религиозной философии, опубликованные в различных изданиях
Борозенец Т.А. Теология и/или наука о теологии (sub specie theologia)«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8).
Событие богословской, образовательной и научной жизни 2-3 апреля 2013 года в Национальном педагогическом университете им. М.П.Драгоманова прошла Всеукраинская научно-практическая конференция «Богословие в Украине: организационный и образовательно-научный контекст». Форум был посвящен обсуждению насущных проблем институализации богословия в светских и духовных учебных заведениях и научных учреждениях. Утверждение богословия как академической науки в Украине, законодательно-правовое обеспечение богословия в системе светского образования и науки в Украине, состояние богословского образования в высших учебных заведениях Украины; взаимодействие богословских отделений светских вузов с церквями и религиозными организациями, признание богословского образования и научных степеней по богословию в Украине, состояние кадрового богословского потенциала в Украине, состояние и развитие богословских изданий в Украине – вот далеко не полный список вопросов, поднимавшихся на конференции. По нашему убеждению, конструктивное решение этих вопросов напрямую зависит от адекватного понимания источника, сущности, методов и цели теологии, со стороны представителей как духовных учебных заведений, так и светской науки и образования. Борозенец Т. А. Философия Григория Сковороды. Размышления против теченияДругой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
(Мф 8:21-22) 22 марта 2013 г. в пятницу первой седмицы Великого Поста в Киеве в Российском центре науки и культуры состоялась международная конференция «Цивилизационный выбор и философско-религиозные традиции» вместе с презентацией полного собрания сочинений Григория Саввича Сковороды на русском языке[1]. Мероприятия были проведены в рамках празднования 1025-летнего юбилея Крещения Руси и 290 лет со дня рождения Сковороды. В форуме приняли участие ведущие исследователи творчества философа из России и Украины. В ходе работы снова были актуализированы учение и жизненный путь Григория Саввича не только в контексте истории христианства на Руси и мировоззренческих поисков прошлого, но также морально-этических, религиозных, социально-политических вызовов и поисков современности. Хоружий С.С. Время как время человека: темпоральность в призме синергийной антропологииПубликация: http://synergia-isa.ru/?page_id=4301#H
Сообщение на расширенном заседании Московско-петербургского философского клуба 7 февраля 2009 года
I. Плюрализм формаций темпоральности и проблема антропологического времени Взглянув с птичьего полета, мы найдем, что отношения Человека со Временем, в крупном, развивались не иначе, чем его отношения с Пространством, равно как и со всеми фундаментальными реалиями его мира, с вещами чувственной и умопостигаемой реальности. А именно, они следовали общей парадигме или универсальному паттерну прогрессирующего о-своения, переходящего в при-своение: введения в горизонт чувственного и интеллектуального опыта – вбирания в пределы своего мира путем схватывания сознанием – и, в конечном итоге, интериоризации в той или иной форме. Человек схватывает время, осваивает его. При этом, как всегда отмечают, природа времени им не схватывается, остается неуловима; но все же схватываются определяющие свойства, предикаты времени, и в этом опыте схватывания-освоения неизбежно присутствует первичный опыт сознания – опыт различения, проведения различий. Эта базовая форма опыта сознания связана с иерархическим принципом, она выстраивает иерархии, серии. И так, с продвижением к развитым, изощренным формациям сознания – Человек приходит к различению и размножению формаций времени. На месте изначального архаического Прото-Времени, входившего в круг могущественных внешних сил мироздания, времени ритуально-сакрального, с течением истории Человека выстраивается некоторый ансамбль формаций темпоральности. Демьянов В. А. «Пространство» философии и мир БожийПространство традиционного философского дискурса конституировано осевыми линиями, соответствующими триаде «вещь – свойство – отношение». Абсцисса, ордината, аппликата. В общем и целом можно сразу же отметить, что такое «пространство» есть некая трансцендентальная форма философского созерцания. Все, что не вписывается в эту матрицу, в философский «опыт» войти не может. А потому невыразимо и в соответствующем философском дискурсе. Философское познание, по самой своей сути устремленное к предельной всеобщности и исчерпывающей полноте, к мудрости, вправе ли оставлять что-либо вне способности своего усмотрения? Однако же то, что не есть либо «вещь», либо «свойство», либо «отношение», оказывается трансцендентным – непознаваемой «вещью-в-себе». Трансцендентное соотносительно с имманентным. Избрав своей метафизической установкой субстанциализм (что не всегда и осознается), философ со всеми своими «способностями суждения» оказывается в континууме, исполненном одних лишь «чтойностей» - «чтожеств», точнее говоря. Живой полнокровной личности это «царство мертвых» не увидеть, плата за вход – ничтожение личности. Оставь надежды всяк входящий… «Рационализм, считая личность безусловно иррациональной, воспринимает весь мир в категории вещи» [Эрн В.Ф. Борьба за логос. – С.329]. Потому и появляется на свет невероятно уродливый эвфемизм – «вещь мыслящая» (res cogitans). Это имеется в виду душа. Даже и душа живая человеческая в этом зазеркалье мертвой вещью становится. А всё оттого, что пространство философского дискурса, заданное ещё Аристотелевыми образующими, «ктойность» изначально не вмещает. А следовательно, языческая метафизика имплицитно сама себя обязывает объяснить «ктойность» - «чтойностью», показать, как из вещей и предметов «получается» личность. «Вещь мыслящая» – результат этих потуг. Філіпенко Н. Г. Про можливість і необхідність християнської філософії: богословська та філософська аргументація Василя ЗеньковськогоПублікація: Філіпенко Н. Г. Про можливість і необхідність християнської філософії: богословська та філософська аргументація Василя Зеньковського // Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова. Серія 7. Релігієзнавство. Культурологія. Філософія. – К., 2012. – Вип. 28(41). – С. 149-156.
В статті досліджується маловідома частина творчої спадщини В. В. Зеньковського – його концепція християнської філософії. Розглядаються висунуті ним історичні, богословські та філософські аргументи, що ставлять під сумнів ідею автономної філософії, а також ті евристичні можливості, які відкриває для філософії православне віровчення. The article explores a less known part of V. Zenkovskij’s legacy – his concept of the Christian philosophy. The article also reviews his historical, theological and philosophical arguments that call into question the idea of an autonomous philosophy, as well as heuristic possibilities that the Orthodox doctrine opens for the philosophy. Василь Васильович Зеньковський (1881–1962), професор Університету св. Володимира, а після вимушеної еміграції – професор, а згодом і декан Паризького Свято-Сергієвського Православного Богословського Інституту, довгий час був відомий широкому загалу науковців в основному як автор фундаментальної двохтомної роботи «Історія російської філософії» (1948, 1950). В останні роки багатогранна творчість мислителя в цілому починає привертати до себе увагу, в тому числі й істориків філософії. З-поміж низки останніх публікацій, на нашу думку, особливої уваги заслуговують роботи саме вітчизняних науковців В. Летцева [2], М. Ткачук [3], Н. Філіпенко [4, 5, 6, 7], оскільки творча спадщина В. Зеньковського тут не використовується як аргументація в межах більш широкого дослідницького проекту, а сама перебуває в фокусі історико-філософського аналізу. Важливим є те, що вказані роботи у підсумку охоплюють практично всі періоди його творчості. Однак проблема полягає в тому, що поза увагою філософської спільноти до цього часу перебуває найбільш філософська частина творчого доробку мислителя, а саме – його концепція християнської філософії як альтернативи секулярній, тобто «чистій» філософії. Метою даної статті і є аналіз обґрунтування Василем Зеньковським можливості і необхідності філософії, яка ґрунтується на православному віровченні. |