ЖИВАЯ ПАМЯТЬ. Иерей Димитрий Познанский (1974-2010). Благовещение Пресвятой Богородицы
В проповеди на Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отец Димитрий Познанский, уже тяжело больной и знавший о тех телесных страданиях, которые ему предстоит перенести, нашел самые главные слова о том, чему должен научиться каждый из нас на своем земном пути, чтобы и пройти, и завершить его достойно: «В Евангельском описании Благовещения мы не видим в Марии ни превозношения, ни выставляющегося на показ собственного недостоинства — смиреннословия, но лишь кроткое смиренномудрие». Вслушаемся в эти слова, и, может быть, и мы сможем их не только повторить, но и прожить вслед за иереем Димитрием Познанским.
О Благовещении Священное Писание повествует так: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк.1, 26-38).
Согласно Священному Преданию Церкви, в момент согласия Пресвятой Девы стать орудием спасительного Промысла Божия свершилось таинство Боговоплощения – «Слово плоть бысть» (Ин. 1-14). Это событие апостол Павел называет великой благочестия тайной, на которой зиждется Церковь – столп и утверждение истины (Тим. 3, 16). Бог стал человеком, чтобы исцелить человека от греховного повреждения, и не только исцелить, но и обожить, то есть соделать богом – богом не по естеству, а по благодати.
Как говорит святитель Григорий Назианзин, то, что не было воспринято, не может быть исцелено. То есть поврежденное грехом естество человеческое не могло быть исцелено, не будучи воспринято Сыном Божиим, неслитно и нераздельно соединившим его со Своей божественной природой.
Также воспеваем мы сегодня и Деву Марию, явившую образец смирения и послушания, вознесшего Ее превыше небесных сил, херувимов и серафимов, и соделавшего Ее Матерью Предвечного Творца всего сущего. В Евангельском описании Благовещения мы не видим в Марии ни превозношения, ни выставляющегося на показ собственного недостоинства — смиреннословия, но лишь кроткое смиренномудрие: «Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему». Об этом и говорит святитель Игнатий Кавказский, показывая различие истинного и ложного смирения: «Истинное смиренномудрие состоит в послушании и последовании Христу (Филипп. 2, 5-8). Истинное смиренномудрие — духовный разум. Оно — дар Божий; оно — действие Божественной благодати в уме и сердце человека. Может быть и произвольное смиренномудрие: его сочиняет для себя душа тщеславная, душа, обольщенная и обманутая лжеучением, душа, льстящая самой себе, душа, ищущая лести от мира, душа, всецело устремившаяся к земному преуспеянию и к земным наслаждениям, душа, забывшая о вечности, о Боге. Произвольное, собственного сочинения смиренномудрие состоит из бесчисленных разнообразных ухищрений, которыми человеческая гордость старается уловить славу смиренномудрия от слепотствующего мира, от мира, любящего свое, от мира, превозносящего порок, когда порок облечен в личину добродетели, от мира, ненавидящего добродетель, когда добродетель предстоит взорам его в святой простоте своей, в святой и твердой покорности Евангелию. Ничто так не враждебно смирению Христову, как смиренномудрие своевольное, отвергшее иго послушания Христу, и под покровом лицемерного служения Богу святотатственно служащее сатане».
Смиренномудрие, по выражению Исаака Сирина, делает человеков богоподобными, что видно не только из образа всей земной жизни Спасителя, но и из Его слов: «Приидите ко Мнe вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен срдцем: и обрящете покой душам вашым: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть».
Вознесем же ныне свои молитвы к Богородице, да Ее молитвами подаст и нам Господь богоподобное смиренномудрие к восприятию спасительных плодов Искупительного Подвига Христова, начавшегося Его Воплощением.
6 апреля 2009 года