ЖИВАЯ ПАМЯТЬ. Иерей Димитрий Познанский (1974-2010). Вход Господень в Иерусалим
Страстная седмица предваряется празднованием торжественного Входа Спасителя в Иерусалим. Народное ликование, сопровождавшее этот вход, было обусловлено, как повествует Евангелие, предшествовавшим ему чудом воскрешения Христом его друга, брата Марфы и Марии – праведного Лазаря. “Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо” (Ин. 12, 17-18). Архиереи, уже положившие предать Иисуса смерти, решили также убить и Лазаря, поскольку из-за его воскрешения многие из иудеев уверовали во Христа. Согласно древнему пророчеству, сев на осла, Господь через Золотые Врата шествовал в Иерусалим, «множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 8).
Христос входит в Иерусалим, как и подобает Царю кроткому, не на коне, а на осле. В то же время подъяременная ослица и еще не бывший под седлом строптивый ее жеребец символизируют ветхозаветный Израиль и имеющих в будущем принять Христа язычников. Входит как Царь Израиля и как хозяин в доме Божьем. Въехав в город, «вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21, 12). После чего «приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их” (Мф. 21, 13). Конечно, народ иудейский не разумел глубины промысла Божия и не вмещал всей духовной глубины Писаний. Для них Христос – наделенный даром чудотворений Царь, который принесет вполне мирское благоденствие и всемирное господство народу Израиля. Даже ученики Спасителя до сошествия на них Святого Духа не вмещали учения Христова и как будто не слышали слов Господних о том, что надлежит Сыну Человеческому много пострадать, быть убиту, и в третий день воскреснуть. Петр уговаривал Его избегнуть страданий, а Иаков и Иоанн домогались первенства при Царском троне. Сама мысль о страдании и смерти Мессии для большинства иудеев выглядела совершенно нелепой, хотя пророчество Исаии и говорит о них со всей очевидностью: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53, 3-9).
Пророчество Исаии исполнилось на Христе в точности. И тот же самый народ, с ликованием встречавший своего Царя пальмовыми ветвями, через несколько дней во дворе Пилата вопил: «Распни, распни его!».
Имеет нынешний день и эсхатологическое значение. Золотые Врата Иерусалима, в которые согласно преданию вошел Христос, сейчас замурованы. И когда Второе Пришествие Христово свершится во Славе: «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого», то Золотые Врата будут открыты для того, кто явится в Иерусалим под видом мессии, то есть антихриста. Как и предупреждал иудеев Христос, говоря: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете».
Сегодня, согласно православной традиции, верующие приходят в храм с ветвями вербы, заменяющей в наших широтах пальмовые ветви. Пальмовые ветви – символ победы, и в данном случае – символ грядущей победы Христа над Смертью. Но между нынешним праздником и Пасхой, нам предстоит мысленно пройти с Господом чреду вольно воспринятых Им ради нашего спасения Страданий, и духовно подготовить себя к встрече Светлого Христова Воскресения.
20 апреля 2008 г.