ЖИВАЯ ПАМЯТЬ. Иерей Димитрий Познанский (15.02.1974–12.11.2010). Покров Пресвятой Богородицы
Сегодня в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы публикуем последнюю проповедь, произнесенную иереем Димитрием Познанским в киевском храме св. Романа Сладкопевца, память которого также отмечается сегодня. Этот храм, где отец Димитрий был настоятелем, поднят из руин, выстроен заново трудами батюшки и его прихожан, его же трудами многие нашли дорогу к Церкви Христовой.
14 октября 2010 г.
Источник: http://pravaya.ru/news/20065
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы связан с ее заступничеством за осажденный неверными Константинополь. Когда столице Византии угрожала смертельная опасность, во время Всенощного Бдения во Влахернской церкви явилась Божья Матерь в сопровождении Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, сонма святых и бесплотных Сил Небесных. Пресвятая Дева обратилась с молитвой к Своему Сыну, чтобы Он принял всякого человека обращающегося к Нему с молитвой, и призывающего в заступление Его Матерь. После этого Владычица сняла со Своей головы покрывало (мофорий или омофор), которое простерла над молящимися в храме. Это явление Богородицы было видимо не всеми, но открылось очам блаженного Христа ради юродивого Андрея (бывшего по одним сведениям скифом, а по другим славянином) и его ученика Епифания, которые, как передает свт. Димитрий Ростовский, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там".
Парадоксально, но Покров Божьей Матери, празднуемый Русской Церковью как великий праздник, никогда не праздновался ни Константинопольской Церковью, ни вообще греками, впрочем сохранившими исторические свидетельства об этом событии. Празднование Покрова Богородицы было установлено в XII веке по инициативе тезки блаженного Андрея благоверного князя Андрея Боголюбского, который, также, посторил первый храм в честь этого события, известный как храм «Покрова на Нерли». Праздник Покрова Богородицы становится одним из самых почитаемых на Руси, а храмы в честь этого праздника одними из самых распространенных. После взятия 1/14 октября 1552 г. Казанского Ханства русскими войсками, Иоанном Грозным на Красной площади Москвы был построен Покровский собор, более известный под именем «собора Василия Блаженного».
На иконе Покрова Божьей Матери, помимо действительных участников события, изображают известного церковного гимнографа преподобного Романа Сладкопевца, жившего за несколько столетий до данного события. Связано это с тем, что Влахернский храм Пресвятой Богородицы, где впоследствии было Ее явление, пользовался особенной любовью прп. Романа, который часто посещал эту церковь, и совершал в ней богослужения. Именно с днем памяти прп. Романа Сладкопевца и совпадает праздник Покрова Богоматери. Преподобный Роман родился в конце V века в сирийском городе Эмессе, в семье евреев принявших христианство. «Родом был из евреев, но ум имел утвержденным. Он не был фарисеем, но сосудом многоценнейшим», — говорится о прп. Романе в дошедшем до нас древнем каноне. В юности св. Роман получил классическое образование, а также, как полагают, изучал медицину. Во всяком случае, в дошедших до нас текстах преподобного встречается множество медицинских терминов, а также обличения в адрес «растленного собрания лжеврачей, чрез мзду души человеческие изымающих». Именно преподобный Роман ввел в употребление слово «бессребреник», применяя его в отношении бескорыстных святых целителей. Достигнув соответствующего возраста, Роман был рукоположен в диаконский сан, и совершал служение в храме Воскресения Христова в Бейруте, который в те времена являлся крупным культурным центром восточного Средиземноморья. Когда в 512 году еретики монофизиты свергли Антиохийского Патриарха Флавиана, а на его место поставили своего вождя – Севира Антиохийского, начались преследования православного духовенства. Преподобный Роман, твердо придерживавшийся православных взглядов, переселился в Константинополь, и поселился в Кирах – квартале, в котором размещался монастырь и храм Пресвятой Богородицы. В монастыре преподобный усердно подвизался в посте и молитве и совершал диаконское служение. Именно в храме в Кирах произошло известное чудо, когда во время Всенощной под Рождество прп. Роман погрузился в тонкий сон, в коем узрел Владычицу, повелевшую ему съесть некий свиток, после чего преподобный сподобился дара песнотворения. Согласно преданию, после видения преподобный Роман взошел на амвон, и исполнил рождественский кондак: «Дева днесь Пресущественного рождает…». Всего в продолжение своей жизни преподобный написал около тысячи духовных песнопений, многие из которых до сего дня употребляются в церковных богослужениях.
Существуют некоторые исторические указания на то, что в конце своей жизни прп. Роман принял священнический сан, однако в народной памяти он запечатлелся благоговейным, вдохновенным диаконом, и именно так, как правило, изображается на иконах. Особым образом связано почитание Романа Сладкопевца с судьбой России. Преподобный Роман является покровителем рода Романовых. В 1902 году святой страстотерпец Царь Николай в родовой усыпальнице своих предков Романовых, находящейся в подклетье Преображенского Собора Новоспасского монастыря в Москве, устроил храм преподобного Романа Сладкопевца. Большевики, одержимые ненавистью и к святыне и к царскому роду, устроили на месте храма отхожее место. В 90-х годах XX столетия, когда началось возрождение Новоспасского монастыря, верующие миряне и монахи очистили святое место, привели его в надлежащий вид и восстановили храм. Помимо этого храма в честь прп. Романа Сладкопевца существует храм в Киеве.
|