Vl.VarsonofijВаши Высокопреподобия, Преподобия, дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые участники конференции!

Сегодня мы открываем конференцию с очень громким названием «Церковь и мир: христианизация и секуляризм», посвященную 1700-летию Миланского эдикта. Тема этой конференции непростая, как и непростые отношения Церкви с обществом и государством во все времена. Актуальность этой темы сложно, да и мне кажется вообще невозможно переоценить, особенно в наше время, время всеобщей нравственной деградации и духовного упадка. Именно поэтому и к этой теме, и к нашей конференции в частности должно быть приковано пристальное внимание широкой общественности, а не только специалистов. Ведь от того, как живет человек, в какой системе ценностей он находится, зависит в конечном итоге его эсхатологическая перспектива.

Этот год богат на церковно-исторические юбилеи и круглые даты. Это и 1025-летие Крещения Руси, которое мы отмечали летом, и 750-летие кончины святого благоверного князя Александра Невского, и 300-летие Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге, и множество других событий, но прежде всего, это 1700-летие важнейшего документа церковно-государственных отношений – Миланского эдикта. Миланский эдикт положил конец эпохе гонений на Церковь, в то же время он положил начало не только повсеместной христианизации мира, но и расцвету богословской науки и культуры. Однако, как известно, мир изменился, и изменилось отношение современных цивилизаций и развитых государств к Церкви. Западный мир, так называемая просвещенная Европа, сегодня все отчетливее демонстрирует нам не просто всеобъемлющую секуляризацию, но и полную бездуховность. Многое можно сказать об этом, и сегодня здесь собрались видные ученые, богословы, специалисты с мировым именем, которые расскажут и о причинах этих кризисных явлений и укажут на пути выхода, в которых так нуждается современный заблудившийся человек. Желаю всем вам успехов, и пусть наша конференция принесет пользу не только разуму, но и душам ищущих смысл подлинного бытия.

 

conference-anonce-2013Начало – 22 сентября в 14.30 в 45-м корпусе (2 этаж, актовый зал).

23 сентября в 10.00 конференция продолжит свою работу там же.

Форум проводит Киевское Религиозно-философское общество, созданное по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля УПЦ (председательархимандрит Амвросий (Макар), настоятель храма св. Амвросия Медиоланского в Милане) при поддержке Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и Парижского Свято-Сергиевского Православного Богословского Института.

Конференция посвящена 1700-летию Миланского эдикта, положившего начало великой эпохе синтеза Церкви и культуры, итогом которой стали христианские цивилизации Византии, Европы, Руси, а также анализу причин и последствий секуляризации христианских обществ, поиску стратегий миссии Церкви в современную эпоху.

Какой положительный и отрицательный опыт воплощения юстиниановой идеи симфонии можно вынести из истории Византии, Руси, Западной Европы? В чем истоки секуляризации, вот уже более 500 лет отвоевывающей у Церкви правовое, образовательное, хозяйственное, а теперь уже и семейное пространство социальной жизни? Почему Церковь вот уже несколько столетий проигрывает «битву за культуру», почему массовая культура, тиражируемая СМИ, направлена, как правило, «вразрез» с христианской перспективой Царствия Божия, и какую культурную альтернативу может предложить ей Православная Церковь в современных условиях? Проникает ли «яд» секуляризма внутрь церковной ограды, изменяя эсхатологическое, экклезиологическое сознание верующих, отношение христиан к церковным таинствам, и что можно сделать, чтобы вернуть правильное ощущение Церкви как явления Царствия Божиего, уже принесенного в мир Христом, и греха как преграды, заграждающей вход в Него? Вот круг вопросов, которые будут обсуждаться на конференции.  

Подробнее...

 

uspenieС праздником!

Сегодня Православная Церковь совершает празднество Успения Божией Матери. И хотя славянское слово «празднество» означает пустоту, глагол «совершать» в отношении него совершенно уместен, т.к. верующие упраздняются от всех мирских дел, чтобы уделить время воспоминанию этого события, размышлению о нем и молитве. Почему телесная смерть Божьей Матери является для нас Праздником, и что означает слово «успение»? «Успети» по церковно-славянски означает «уснуть». В церковной традиции смерть уподобляется сну, чтобы таким образом подчеркнуть ее условность. Умирает лишь тело, но и оно будет восстановлено и вновь соединится с душой во всеобщем воскресении из мертвых. Но, как говорит Евангелие, одни воскреснут в воскрешение жизни, а другие в воскрешение суда.

После Вознесения Спасителя, Пречистая Дева часто приходила ко гробу Своего Сына и на Голгофу, где молилась о том, чтобы Господь забрал Ее к Себе. Во время одной из таких молитв, Богородице явился архангел Гавриил, который, вручив Ей пальмовую ветвь, поведал о скором Ее отшествии из этого мира. Преставление Приснодевы сопровождалось многочисленными чудесами. Согласно преданию, ученики Христовы узнали о предстоящем Успении Владычицы по откровению свыше, и все, чудесным образом, были доставлены в Иерусалим из разных концов мира. Во время беседы Пречистой Матери с апостолами, комнату озарил необычайно яркий свет, и в окружении Небесных Сил явился Сам Господь. Приснодева произнесла: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея», — и отошла от мира сего. Когда погребальное шествие двигалось через Иерусалим в Гефсиманию, иудейский священник Афония в злобе приблизился к одру с телом Богоматери в намерении опрокинуть его. Но как только его руки коснулись одра Пречистой, ангел Божий невидимым мечем отсек их. Иудей в ужасе пал на землю, и раскаявшись, исповедал Иисуса Христа Господом, после чего кисти его рук мгновенно исцелились. К вечеру тело Богородицы было положено в пещере, каковые, по причине каменистости почвы, служили у евреев гробами.

Подробнее...

 
InstitutС 10 по 18 июля 2013 года по приглашению декана Свято-Сергиевского Православного Богословского Института в Париже протоиерея Николая Озолина это известнейшее учебное заведение, созданное трудами богословов, философов и историков первой волны русской эмиграции, посетили ученый секретарь КРФО, главный редактор журнала «Христианская мысль», старший научный сотрудник Института философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины Н. Г. Филиппенко и член Совета КРФО, доцент экономического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко И. В. Назаров. Им была любезно предоставлена возможность для работы с редкими изданиями, находящимися в библиотеке Института, а также с уникальными архивными материалами, освещающими парижский период жизни и деятельности протопресвитера Василия Зеньковского, бывшего в 1917–1919 гг. председателем КРФО, а в 1944–1962 гг. занимавшего пост декана Свято-Сергиевского Института. В ходе встреч с деканом протоиереем Николаем Озолиным и одним из ведущих профессоров Йоостом ван Россумом, которые являются почетными членами КРФО, была отмечена плодотворность многолетнего сотрудничества между Институтом и КРФО, продолжающегося с момента воссоздания последнего в 2003 г. по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины. От имени председателя КРФО архимандрита Амвросия (Макара) Н. Г. Филиппенко и И. В. Назаров передали приглашение декану и профессорам Свято-Сергиевского Института принять участие в работе намеченной на осень 2013  г. международной научной конференции, организуемой обществом, «Церковь и мир: христианизация и секуляризм», посвященной 1700-летию Миланского эдикта императора Константина Великого, положившего начало широкому воцерковлению всех сторон общественной жизни, созиданию великих христианских цивилизаций.

Подробнее...

 
TroitsaКто жаждет - иди ко мне и пей, - говорит нам Господь в сегодняшний день, когда ниспосылает Отец Небесный на святых апостолов, на свою Церковь Духа Святаго. Кто жаждет, может прийти ко Господу и пить. Эти слова говорят нам о том, что Евангелие, которое Господь принес на землю - это есть свет для человека. И в сегодняшнем Евангелии мы слышали, как Господь говорил: Я есть свет. Мы слышали о Евангелии, которое просвещает человека, выводит его из тьмы и дарует ему истинное знание. Знание о том, кто есть человек, для чего он создан, что он должен делать для того, чтобы исполнить свое призвание, для того, чтобы совершилось в нем то, что Бог заложил. Евангелие человека возвращает к этому истинному знанию. Только Евангелием человек может преодолеть тьму, в которую вводит его грех. Только Евангелие может дать человеку ответ на его вопрос, кто он и для чего на этой земле.

И вот, просветив этим Евангелием своих учеников, Господь вознесся на небо. Вознесся для того, чтобы на землю сошел Святой Дух, Который все совершит в сердце человека, чтобы его обновить, чтобы его сделать тем творением, которым Господь его создал. Чтобы его сделать чистым. Чтобы его сделать послушным Богу, чтобы его преобразить и обожить.

Подробнее...