Архимандрит Плакида (Дезей). Этапы духовного странствияВ последнее время в публикациях сайта КРФО (в интервью профессора Парижского Свято-Сергиевского Православного Богословского Института Йооста ван Россума и в дискуссии, предварившей диспут А. Баумейстера и Ю. Черноморца «Фома Аквинский: pro et contra») часто упоминалось имя архимандрита Плакиды (Дезея). Отец Плакида принадлежит к тем редким людям, чьи слова о вере Христовой не произнесены, но выстраданы и прожиты. Его приход к Православию, по собственным словам о. Плакиды, был «долгим путем молитв и размышлений». Он родился в 1926 г. в католической семье во Франции, в шестнадцатилетнем возрасте поступил в цистерцианское аббатство Бельфонтэн, в 1966 г. стал настоятелем греко-католического монастыря в Обазине, в 1977 г. вместе с братией обители принял Православие на Св. Горе Афон, а в 1978 г. основал несколько метохий (дочерних обителей) афонского монастыря Симонопетра, в т. ч. – монастырь прп. Антония Великого на юге Франции, настоятелем которого является. Этому пути длиною в 35 лет и посвящены его автобиографические заметки «Этапы духовного странствия». Их чтение – та духовная встреча, которая может помочь открыть многое в нас самих. Верим ли мы во Христа или пользуемся нашей верой? Живем ли мы во Христе или говорим о Нем и назидаем других? Пусть эта встреча состоится, пусть она нас приблизит к истинной вере и подлинной любви во Христе. Филиппенко Н. Г. Предисловие к диспуту теологов Андрея Баумейстера и Юрия Черноморца «Фома Аквинский: pro et contra» (Киев, 25 января)Накануне упомянутого диспута я посоветовала его возможным участникам ознакомиться со статьей «Св. Григорий Палама и Фома Аквинский: персонализм против эссенциализма» и интервью профессора Свято-Сергиевского Православного Богословского Института Йооста ван Россума, опубликованных на сайте КРФО. Между мной и модератором сайта Института религиозных наук св. Фомы Аквинского в Киеве, где будет проходить диспут, развернулась дискуссия по поводу существенности или несущественности различия учения о Божественных энергиях св. Григория Паламы и учения о благодати освящающей Фомы Аквинского. Думается, что ее содержание будет небезинтересным читателям нашего сайта. Надеюсь, что православные участники диспута продолжат эту дискуссию. ЖИВАЯ ПАМЯТЬ. Иерей Димитрий Познанский (15.02.1974–12.11.2010). Святое Богоявление и Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса ХристаБогоявлением нынешнее событие называется, с одной стороны, в житейском смысле, а, с другой стороны, – в богословском. День Крещения был именно тем днем, когда Христос вышел на проповедь и явил Себя миру Нынешний праздник в Православной Традиции имеет три названия: Крещение Господне, Святое Богоявление и Просвещение. Каждое из этих названий раскрывает нам особый смысл сегодняшнего события. Евангелие повествует, что прежде Крещения Господня на Иордан к Иоанну Предтече стекалось множество народа, чтобы креститься от него. В чем же различие между Крещением установленным Спасителем и до сего дня совершаемым в Церкви, и крещением Иоанновым? Это различие заключается в том, что крещение совершаемое Иоанном было предуготовительным крещением покаяния. Оно не давало совершенного очищения от греха и не сочетало человека со Христом, а лишь подготавливало его к принятию Спасителя. Как говорит об этом апостол Павел: "Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть Иисуса Христа" (Деян. 19, 4). Однако уже крещение Иоанново (по-гречески «baptiso», что дословно означает «погружение») содержит в себе символ смерти для прежней греховной жизни, и восстания для новой жизни в Боге. Подобными прообразами Крещения в Ветхозаветной истории являются всемирный потоп и прохождение бежавших из Египта израильтян сквозь воды Чермного (Красного) моря. Крещение Господне со всей очевидностью свидетельствует о необходимости крещения для спасения, ведь если Сам Христос приемлет его, то что говорить о нас грешных. Но все же, почему же безгрешный Господь, не имевший в этом нужды, принимает крещение от Иоанна? Архимандрит Амвросий (Макар). «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума»Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа стало в истории человечества настолько важным и значительным событием, что открыло совершенно новое время, новую страницу, новую эпоху, ибо дало человеку полностью новое бытие. В христианских народах это отразилось и на летоисчислении: до Рождества Христова годы считаются в нисходящем порядке, а после Рождества в восходящем. Это отчетливо зафиксировалось и в исторической науке, которая эпоху от Рождества Христова называет нашей эрой, а эпоху до Христа именует временем до нашей эры. Но в чем же заключается это новое бытие человека в новую эру, в эпоху после Рождества Господня? Что произошло после Рождения Христа Бога? Речь идет об отношении человека к своему Творцу, о послушании человека Богу или о его непослушании. Первый человек Адам, не послушавший Господа, пал в грех преступления заповеди Божией и начал историю человечества, томившегося в рабстве греха и беззакония. А Христос Господь проявил полное послушание Своему Отцу Небесному, исполнив до конца Его волю, как свидетельствует ап. Павел: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2: 6-8). Поэтому Иисус Христос стал вторым Адамом, который начал другую историю человечества, противоположную предыдущей, историю послушания Богу, исполнения Его заповедей, историю духовную, небесную. Интервью профессора Парижского Свято-Сергиевского Православного Богословского Института Йооста ван Россума сайту КРФО (часть вторая)
Предлагаем вниманию наших читателей публикацию заключительной части интервью почетного члена Киевского Религиозно-философского общества, доктора богословия, профессора Парижского Свято-Сергиевского Православного Богословского Института Йооста ван Россума, данного им сайту КРФО. В первой части профессор, родившийся в протестантской семье, рассказал о личном пути к православной вере, поделился своими размышлениями о том, какие идеи его учителей – выдающихся православных богословов ХХ века протопресвитеров Александра Шмемана и Иоанна Мейендорфа, наиболее актуальны для сегодняшнего времени, а также раскрыл то, что отличает паламизм и томизм в сотериологической перспективе. Вторая часть посвящена проблемам, важным для нашей церковной жизни и требующим компетентной богословской оценки: направленность исследований византийского святоотеческого наследия в Украине, отношение к некоторым экуменическим проектам и инициативам. С профессором Йоостом ван Россумом беседовала Ученый секретарь КРФО, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины Наталия Филиппенко. |