Voskresenie_ChristovoВ Праздник Светлого Христова Воскресения мы публикуем проповедь иеромонаха Амвросия (Макара), настоятеля храма св. Амвросия Медиоланского (Милан), Председателя Киевского Религиозно-философского общества

Пасха двери райския нам отверзающая: Пасха всех освящающая верных

Пасха Господня, Воскресение Спаса нашего Иисуса Христа из мертвых – это начало нового времени, новой жизни, нового бытия человека. Пасха приносит новую жизнь, потому что возвращает человека в то состояние, которое он потерял через грехопадение. Она воистину открывает человеку райские двери и вводит его в рай, в ту жизнь, для которой он создан, соединяет его с Творцом. Поэтому Пасха Христова, прежде всего, ассоциируется с творением Богом мира, потому что она, действительно, воссоздает человека, творит из старого человека нового.

Или, как апостол Павел учит, делает из грешного падшего человека новое творение, «новую тварь» (2 Кор. 5: 17; Гал. 6: 15). Пасха Господня, таким образом, становится самым великим торжеством, и не только Воскресшего из мертвых Иисуса Христа, Победившего, Преодолевшего, Поправшего Своей смертью саму смерть, как плод грехопадения, но с Ним победителями становятся и все те люди, которые верят в Победителя смерти, Воскресшего Господа. Пасха Христова становится новым путем для человека, смыслом и целью его жизни. Поэтому Воскресение Христово – это не просто одно из событий в истории человечества, и даже не одно из чудесных или из самых сверхъестественных  явлений на земле, это основа настоящей жизни человека, это его надежда и спасение.

Пасха – небесная жизнь человека

Все тексты пасхального богослужения пронизаны идеей восстановления человека, возвращения его в рай, они воспевают Пасху как преодоление земного, грешного, тленного, временного в человеческой жизни и обретение небесного, святого, нетленного, вечного. Уже первый ирмос пасхального канона учит, что  Своим Воскресением, Пасхой Христос Бог переводит нас от смерти к жизни и от земли на небо. Более того, во втором тропаре седьмой песни канона мы прямо поем: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало». Весь этот акцент на Пасхе как на начале новой жизни не только раскрывает перед нами картину чудесного Божественного Христова Воскресения, разрушение царства дьявола, зла и греха, и открытие Царства Божьего, райской жизни, но и путь к обретению открывшегося блаженства. Поя канон, мы прямо свидетельствуем: «Вчера спогребохся Тебе Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави во Царствии Твоем». Эти слова напоминают нам, что в открывшееся Царство небесное, в райскую жизнь мы можем войти только через покаяние, духовную борьбу и преодоление, искоренение в себе наших грехов и пороков. И если эту борьбу с грехом верующий человек ведет в своей жизни, Пасха становится для него не только и не столько внешним объективным событием, сколько его внутренним субъективным явлением. И в этом весь смысл Пасхи, ибо Христос Спас воскрес не для внешнего события, а для того, чтобы каждому верующему в Него помочь преодолеть в себе старого грешного, земного человека и обрести нового, праведного, небесного человека. Для того, чтобы помочь верующему человеку преодолевать в себе грех, раскаяться и войти в Пасхальное торжество очищенным от страстей и пороков, Церковь предваряет празднование Пасхи Великим постом – периодом строгого воздержания: принятия постной пищи, отвержения увеселений, развлечений, многоглаголания и шума. Такое строгое великопостное воздержание помогает верующим хорошо видеть свою привязанность к земным вещам и плотским удовлетворениям и удовольствиям, а это в свою очередь помогает им глубоко каяться в своих грехах, отвергать и пресекать страсти и похоти своего старого человека и обретать добродетели и благочестие нового творения.Такой человек, проходя поприще Великого поста, трудясь над своим внутренним состоянием, все больше и больше начинает понимать смысл своего бытия, своей духовной жизни, борьбы с грехом. Он все отчетливее видит тщетность земных материальных благ, разрушительность страстных пожеланий, бессмысленность жизни без Бога, вне Его любви. Но самое главное – все эти духовные труды помогают верующим увидеть и ощутить контраст, противоположность двух жизненных путей: жизни с Богом и без Него.  Человек, следующий этим духовным предписаниям Православной Церкви, начинает видеть красоту строя и порядка литургической жизни, смысл и предназначение великопостного подвига, и после совершения его – значение и содержание празднования Пасхи.

Этот литургический ритм помогает верующему глубоко ощутить в себе старого и нового человека. В этой литургической жизни христианин переживает всю историю человечества, от грехопадения прародителей Адама и Евы и изгнания их из рая, пребывания человечества в плену греха и беззакония, где царствует дьявол, до Христова Воскресения, которое возвращает человека в Рай, соединяет его с Богом. Литургический контраст прямо вводит человека в таинство домостроительства Богом спасения человека. Великий пост становится периодом борьбы с грехом, а Пасха – торжеством Христовой победы над дьяволом и злом. Поэтому начинали мы Святую Четыредесятницу воспоминанием об изгнании Адама из Рая. Вместе с ним мы плакали об утерянном райском блаженстве и входили в период борьбы человечества с грехом. Весь Великий пост был временем преодоления в себе страстных желаний и земных плотских привязанностей, очищением в покаянии нашей души и сердца от греха. Совершая этот великопостный подвиг с подкрепляющей и освящающей человека благодатью Божьей, кающиеся люди все отчетливее видят милость Божью. Они прямо созерцают эту безграничную Господню любовь к роду человеческому, даровавшую нам Пасху избавления от греха.В этой борьбе человек начинает хорошо понимать, как велико было преступление прародителей в Раю, когда они нарушили заповедь Божью: «А от древа познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 1: 17). Кающийся человек так же понимает, как велики и наши нарушения Господних заповедей, закона Божьего, которые отрывают нас от нашего Творца, какую они приносят нашей душе печаль, скорбь, отчаяние, томление духа. Но именно здесь начинают звучать предельно ясно слова Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам, кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8: 51), т.е. человек, живущий по Евангелию Христову, всегда будет пребывать с Творцом, ибо для него разрыв с Богом – это действительно смерть.Все это говорит о том, что настоящую Пасху, как праздников Праздник и Торжество торжеств может праздновать только раскаявшийся в своих грехах верующий во Христа человек, ибо для него уже не существует смерти. А телесная смерть, временное отделение души от тела, становится для верующего даже благом, и он восклицает вместе с апостолом Павлом: «Для меня жизнь – Христос, смерть – приобретение» (Фил. 1: 21). И далее апостол объясняет, что разрешившись от тела, душа верующего переселяется на небо и пребывает с Богом. Поэтому верующий, преодолевающий в себе грех, входит в празднование Пасхи как тот, кто готов к торжеству. Ибо  торжествовать вместе с Христом, Победителем ада, греха и зла может только причастный к этому торжеству человек. А таким может быть только верующий, кающийся в своих грехах, преодолевающий свои страсти, отвергающий неугодные Богу мысли, желания и стремления. Он по-настоящему торжествует с Воскресшим Христом, ибо именно для этого Господь совершил Свой Крестный подвиг, чтобы помочь человеку преодолеть в себе грех, привязанность к земным благам и удовольствиям. Но Пасхальное торжество не заключается только в преодолении наших низменных, грешных пожеланий, оно состоит и в том, чтобы Воскресение Христово нас вдохновило и утвердило в обретении и совершении добродетельной и благочестивой жизни, наполнило нас желанием исполнять только волю Божью, во всем и всегда угождать своему Творцу. А это, в свою очередь, помогает верующему легче преодолевать в себе корень греха, пресекать свою неугодную Богу волю, отвергать страстные пожелания. Собственно, в этом заключается не только Пасхальное торжество христианина, но и пасхальность всей его жизни. Ибо Господь сказал Своим последователям: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Эти слова Христовы говорят о том, что христианин уже на земле, ведя богоугодную жизнь, чувствует и переживает вечность, что особенным образом обретается в Пасхальном торжестве.

Пасха – предвкушение вечной жизни

Пасха Христова, таким образом, реально поднимает душу верующего человека на небо, к Богу, вводит ее в Рай, дает ему неизреченно прочувствовать, предвкусить вечную жизнь. Собственно, в этом и смысл Пасхи: поднять душу христианина над реальностью этого грешного, тленного мира и дать ему другую действительность праведной жизни и нетленных благ. В этом и заключается отличие верующего человека от людей века сего, ибо христианин живет совершенно другой жизнью, неземной, небесной. Поэтому сама Пасха Христова и все христианство эсхатологичны, т.е. они все время переносят верующего человека в жизнь будущего века.Собственно, для этого Господь наш Иисус Христос и пришел на землю, в нашу действительность, чтобы дать нам Евангелие и Своими страданиями, Крестной смертью и Воскресением вывести нас из царства греха, страстей и пороков и ввести в Свое Царствие правды, любви и верности Божиим заповедям. Без Христа преодолеть грех и смерть было невозможным. Со Христом Господом это совершается в жизни человека. Поэтому Пасха Христова – это верующий кающийся христианин, живущий по заповедям Божьим. Это тот, кто преодолевает  в себе грех и земные страсти, кто ведет постоянную борьбу со своими низменными пожеланиями, кто исполняет волю Божью и приобретает евангельские добродетели, стремится к вечным благам.