В этом разделе представлены статьи членов КРФО по богословию и религиозной философии, опубликованные в различных изданиях

 Статья опубликована в: Иеромонах Амвросий (Макар). Православное учение о Творце и творении и софиология о. Сергия Булгакова // Вісник КНУ імені Тараса Шевченка. Серія Економіка. – К.: ВПЦ «Київський університет», 2011– Вип.131. – С. 28-32.

Аннотация. В статье дается сравнительный анализ православного учения о Творце и творении, об отношении Бога и мира и решения этих вопросов в софиологии о. Сергия Булгакова, исследуется ее ограниченность, обусловленная связью с синкретическими религиозно-философскими концепциями гностического характера.

Софиология протоиерея Сергия Булгакова, с одной стороны, является продолжением развития синкретической религиозно-философской концепции, коренящейся в гностическом учении, зародившемся в Александрии во II в. и основанном на концепции Платона «о материи как мертвом хаосе, который существует благодаря отражению, произведенному неким творческим началом»[12]. Идеи о Софии были развиты Якобом Беме (1575-1624) и другими европейские философами-мистиками XVI-XVII вв. Начало русской софилогии связано с именем Владимира Соловьева (1853-1900), у которого София понимается как Душа Мира, мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром. Развитие софиологии в своих трудах продолжил о. Павел Флоренский, для которого София была хоть и тварным существом, но  выступала посредником между Богом и миром.

Подробнее...

 

Статья опубликована в: Joost van Rossum. Church or Sophia? : The Tragedy of Father Sergius Bulgakov // Вісник КНУ імені Тараса Шевченка. Серія Економіка. – К.: ВПЦ «Київський університет», 2011– Вип.131. – С. 35-37.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности софиологии о. Сергия Булгакова как философской системы, противоречащей апофатическому характеру святоотеческого богословия. 

In his book Die Tragödie der Philosophie Father Sergius Bulgakov writes: “The history of philosophy is a tragedy. It is the story of the inevitability of the falling down of Icaros, and his incessant new attempts to fly upwards…Flying upwards is in the nature of the philosopher, he feels compelled to fly upwards to the sky. But it is unavoidable that his wings will melt in the rays of the sun, and that he is smashed on the ground. Still, he has contemplated something when he was in the air, and he speaks about it in his philosophy. The true philosopher, like the true poet - which is, in fact, the same thing - , does not ly or deceive. He is always completely honest and sincere. Nevertheless it is his fate to fall down, for he has the desire to create a system…”[8, p. 14].

Подробнее...

 

Публікація: Назаров І. В. Перспективи розвитку економічної теорії: конфлікт християнської та гуманістичної парадигми у світлі ідей «Філософії господарства» С. М. Булгакова / Ілля Назаров // Вісник КНУ імені Тараса Шевченка. Серія Економіка. – К.: КНУ імені Тараса Шевченка, 2011– № 131. – С. 16-19.  

Аннотация. Статья посвящена критике концептуальных оснований классического и неклассического направлений экономической теории в свете идей «Философии хозяйства» С. Н. Булгакова и обоснованию необходимости построения социогуманитарного знания на основе христианского теоцентризма.

Актуальність розробки нової парадигми економіко-теоретичних досліджень зумовлена як кризою класичної політекономії, про яку, починаючи з С. М. Булгакова, було чимало сказано самими економістами-теоретиками, так і дуже серйозними ознаками системної кризи в провідних країнах світу, чий господарський устрій побудований на ринково-ліберальних засадах. Світова фінансова криза, що виявилася в катастрофічному дисбалансі між обсягами грошової маси та цінних паперів і реальним валовим продуктом, створеним в світі, є лише «вершиною айсбергу» тих глибоких суперечностей, які накопичувалися в світовому господарстві принаймні з часів завершення другої світової війни.

Подробнее...

 

Статья опубликована в: Назаров И. В. Философия хозяйства в поисках смысла: ностальгия по Откровению / Илья Назаров // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. – М., 2009. – № 1 – С. 122–135.

 Уникальность философии хозяйства, возрожденной Ю.М. Осиповым через восемьдесят лет после первой булгаковской попытки и поддержанной большой интернациональной группой ученых, объединенных им вокруг одноименного журнала, режет взгляды многим представителям академической экономической науки. В этом нет ничего удивительного, в том числе и для самого Ю.М.Осипова, весьма точно указавшего на несводимость предметных полей философии хозяйства и политической экономии, к тому же имеющей тенденцию к вырождению в набор все более поверхностно-функциональных «экономиксов».

Подробнее...

 

Статья опубликована в: Назаров И. В. К вопросу о пределах хозяйственного преобразования мира («Философия хозяйства» С. Н. Булгакова) // Илья Назаров // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. – М., 2009. – № 1 – С. 122–135.

В своей известной работе «Философия хозяйства» С. Н. Булгаков с нехарактерной для экономиста прямотой пишет о том, что «наше время понимает, чувствует, переживает мир как хозяйство»[1]. С одной стороны, человечество одерживает над природой ошеломляющие победы, мир становится пластичным, а вещи в нем – сверхтекучими, они меняют форму под давлением воли хозяйственного субъекта, так что начинает казаться: в экономике человек может все. Но, с другой стороны, нарастающая хозяйственная мощь не приносит ему освобождения, и, более того, вовлеченность человека в экономические процессы усиливается, нависая над иными измерениями его свободы.

Подробнее...