Накануне упомянутого диспута я посоветовала его возможным участникам ознакомиться со статьей «Св. Григорий Палама и Фома Аквинский: персонализм против эссенциализма» и интервью профессора Свято-Сергиевского Православного Богословского Института Йооста ван Россума, опубликованных на сайте КРФО.

Между мной и модератором сайта Института религиозных наук св. Фомы Аквинского в Киеве, где будет проходить диспут, развернулась дискуссия по поводу существенности или несущественности различия учения о Божественных энергиях св. Григория Паламы и учения о благодати освящающей Фомы Аквинского. Думается, что ее содержание будет небезинтересным читателям нашего сайта. Надеюсь, что православные участники диспута продолжат эту дискуссию.

Подробнее...

 

KreshenieБогоявлением нынешнее событие называется, с одной стороны, в житейском смысле, а, с другой стороны, –  в богословском. День Крещения был именно тем днем, когда Христос вышел на проповедь  и явил Себя миру

Нынешний праздник в Православной Традиции имеет три названия: Крещение Господне, Святое Богоявление и Просвещение. Каждое из этих названий раскрывает нам особый смысл сегодняшнего события.

Евангелие повествует, что прежде Крещения Господня на Иордан к Иоанну Предтече стекалось множество народа, чтобы креститься от него. В чем же различие между Крещением установленным Спасителем и до сего дня совершаемым в Церкви, и крещением Иоанновым? Это различие заключается в том, что крещение совершаемое Иоанном было предуготовительным крещением покаяния. Оно не давало совершенного очищения от греха и не сочетало человека со Христом, а лишь подготавливало его к принятию Спасителя. Как говорит об этом апостол Павел: "Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть Иисуса Христа" (Деян. 19, 4). Однако уже крещение Иоанново (по-гречески «baptiso», что дословно означает «погружение») содержит в себе символ смерти для прежней греховной жизни, и восстания для новой жизни в Боге. Подобными прообразами Крещения в Ветхозаветной истории являются всемирный потоп и прохождение бежавших из Египта израильтян сквозь воды Чермного (Красного) моря.

Крещение Господне со всей очевидностью свидетельствует о необходимости крещения для спасения, ведь если Сам Христос приемлет его, то что говорить о нас грешных. Но все же, почему же безгрешный Господь, не имевший в этом нужды, принимает крещение от Иоанна?

Подробнее...

 

Rozhdestvo-HristovoРождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа стало в истории человечества настолько важным и значительным событием, что открыло совершенно новое время, новую страницу, новую эпоху, ибо дало человеку полностью новое бытие. В христианских народах это отразилось и на летоисчислении: до Рождества Христова годы считаются в нисходящем порядке, а после Рождества в восходящем. Это отчетливо зафиксировалось и в исторической науке, которая эпоху от Рождества Христова называет нашей эрой, а эпоху до Христа именует временем до нашей эры.

Но в чем же заключается это новое бытие человека в новую эру, в эпоху после Рождества Господня? Что произошло после Рождения Христа Бога? Речь идет об отношении человека к своему Творцу, о послушании человека Богу или о его непослушании. Первый человек Адам, не послушавший Господа, пал в грех преступления заповеди Божией и начал историю человечества, томившегося в рабстве греха и беззакония. А Христос Господь проявил полное послушание Своему Отцу Небесному, исполнив до конца Его волю, как свидетельствует ап. Павел: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2: 6-8). Поэтому Иисус Христос стал вторым Адамом, который начал другую историю человечества, противоположную предыдущей, историю послушания Богу, исполнения Его заповедей, историю духовную, небесную.

Подробнее...

 

_059_Предлагаем вниманию наших читателей публикацию заключительной части интервью почетного члена Киевского Религиозно-философского общества, доктора богословия, профессора Парижского Свято-Сергиевского Православного Богословского Института Йооста ван Россума, данного им сайту КРФО.

В первой части профессор, родившийся в протестантской семье, рассказал о личном пути к православной вере, поделился своими размышлениями о том, какие идеи его учителей – выдающихся православных богословов ХХ века протопресвитеров Александра Шмемана и Иоанна Мейендорфа,  наиболее актуальны для сегодняшнего времени, а также  раскрыл то, что отличает паламизм и томизм в сотериологической перспективе.

Вторая часть посвящена проблемам, важным для нашей церковной жизни и требующим компетентной богословской оценки: направленность исследований византийского святоотеческого наследия в Украине, отношение к некоторым экуменическим проектам и инициативам.

С профессором Йоостом ван Россумом беседовала Ученый секретарь КРФО, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины Наталия Филиппенко.

Подробнее...

 

_059_22-28 октября 2012 почетный член КРФО, доктор богословия, профессор Парижского Свято-Сергиевского Православного Богословского Института Йоост ван Россум, прибывший в Киев по приглашению Киевского Религиозно-философского общества, выступил с докладом «Св. Григорий Палама и Фома Аквинский: персонализм против эссенциализма» на секции «Пространство философии и мир Божий» V Покровских международных миссионерско-просветительских чтений, прочитал лекцию в Киевской Духовной Академии и Семинарии УПЦ и ответил на вопросы студентов. Воспользовавшись случаем, мы попросили профессора Йооста ван Россума, бывшего учеником выдающегося православного богослова протопресвитера Иоанна Мейендорфа и написавшего под его руководством докторскую диссертацию, в которой провел сравнительный анализ богословия св. Григория Паламы и теологии Фомы Аквинского, дать интервью сайту КРФО.

Даже те немногие статьи, которые опубликованы на русском языке в журнале «Христианская мысль», позволяют оценить глубину и тонкость его собственных богословских размышлений. Но живой разговор, возможность непосредственно услышать ответы на вопросы, касающиеся и личного пути к православной вере профессора Йооста ван Россума, родившегося в протестантской семье, и воспоминаний о его учителях – о. Александре Шмемане и о. Иоанне Мейендорфе, и сравнения паламизма и томизма, оказались не менее ценными: в них проступает личность нашего собеседника, все то, что является самым важным и первостепенным для него. Об этом Вы сможете прочесть в первой части интервью. Вторая посвящена проблемам, которые актуальны для нас: направленность исследований византийского святоотеческого наследия в Украине, оценка некоторых экуменических проектов и инициатив.

Об этих и других вопросах с профессором Йоостом ван Россумом беседовала Ученый секретарь КРФО, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины Наталия Филиппенко.

Подробнее...