Nazarov-Irpen22-23 ноября 2012 года в Киеве состоялась международная научно-общественная конференция  «Древнерусское государство и его значение в исторических судьбах народов России, Беларуси и Украины», на которой выступил член Совета КРФО, кандидат экономических наук, доцент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко И. В. Назаров.

Тема, которую он выбрал для своего доклада – «Русский мир: истоки и перспективы», в последнее время постоянно находится в фокусе внимания украинского политикума, средств массовой информации и научной общественности. Мы все являемся свидетелями, как дискуссии по этому вопросу всякий раз обостряются с приездом в Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которому приписывается авторство идеи русского мира, якобы обосновывающей исконную империалистическую экспансию Москвы, в том числе и в отношении Украины.

Однако идея русского мира, отстаиваемая Патриархом Кириллом, фиксирует исторический факт единства трех восточнославянских народов (русского, украинского и белорусского), в основе которого лежит, прежде всего, не национально-культурная, а религиозная идентичность – Православие, укрепленная общим многовековым стоянием за веру перед лицом исторических вызов. Свои аргументы в пользу такого понимания концепции русского мира и представил в докладе И. В. Назаров.

 

ParadigmaНеразрешимые противоречия мировой финансовой системы, внятно заявившие о себе в 2008 году и в последующий период, на наших глазах подрывают базовую неолиберальную установку – миф об эффективных рынках, «которые при переходе к глобальному их формату становятся еще более эффективными» (Рязанов В. Т. Кризис глобализации и его системные последствия // Философия хозяйства. – М., 2012. – № 4 (82). – С. 125). В современной экономической литературе нынешний мировой экономический нередко рассматривается как кризис неолиберальной модели либерализации, поэтому в научных кругах все чаще звучит вопрос о правильности теоретических основ, задававших на протяжении последних двух столетий перспективу экономического развития западного мира, а с недавних пор – и мировой периферии: классической политической экономии и выросшей из нее после «прививки» некоторых положений маржинализма неоклассики.

Обсуждению этих вопросов, попыткам нащупать парадигмальную альтернативу т. н. «мейнстриму» современной экономической мысли была посвящена международная конференция «Парадигмальные здвиги в экономической теории ХХI ст.», состоявшаяся 15-16 ноября 2012 года в стенах экономического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. На конференции с докладами, в которых дано христианское осмысление мировоззренческих изъянов либеральной парадигмы социально-экономического развития, выступили члены Совета КРФО кандидаты экономических наук, доценты экономического факультета КНУ имени Тараса Шевченко А. В. Богуславский («Необходимость учета морально-ценностных аспектов хозяйствования в парадигме экономической теории ХХІ в.») и И. В. Назаров («Мировоззренческие основания постулатов «жесткого ядра» классическо-неоклассической парадигмы, их ограниченность и христианская альтернатива»).

 

VvedenieЧудесным и святым было Рождество Пресвятой Богородицы, таким же неизреченным стало и Введение Пречистой Девы Марии в Иерусалимский храм как исполнение обетований, данных Ее праведными родителями Иоакимом и Анной. Они дали обещание Господу, если родится от них бесплодных и уже престарелых дитя, они посвятят его Богу, отдадут его на служение в храм. Именно об этом повествует уже первая стихира Праздника Введения: «От Господа приимше обещания плод, Иоаким и Анна Божию Матерь, благоприятну жертву, в храм введоша днесь». Как смиренно они просили у Господа рождения от них дитяти, также кротко они исполнили данный Богу обет, отвели свою дочь, Пресвятую Марию в храм Господень.

Их жизнь принадлежала Богу, поэтому праведные Иоаким и Анна спокойно и терпеливо перенесли испытания и искушения бесчадства, и с глубоким сердечным вдохновением и благодарением Господу отвели Деву Марию в храм. Они с радостью отдавали свою дочь на служение в храм, ибо это в их жизни стало самым великим событием, их дочь будет всегда с Богом, будет жить для вечной жизни, будет воспитываться в Законе Господнем, возрастать и крепнуть духовно, послужит Богу и Его народу.

Подробнее...

 

tn_Joost_Kiev_225 октября 2012 года почетный член КРФО, профессор Парижского Свято-Сергиевского Православного Богословского Института Йоост ван Россум, прибывший в Киев по приглашению Киевского Религиозно-философского общества, выступил перед студентами Киевской Духовной Академии и Семинарии с докладом «Святой Григорий Палама и Фома Аквинский: персонализм против эссенциализма», прозвучавшем на V Покровских международных миссионерско-просветительских чтениях. Приветствуя собравшихся, профессор ван Россум отметил историческую связь, которая существует между Свято-Сергиевским Институтом и Киевом благодаря известному религиозному мыслителю – отцу Василию Зеньковскому. До большевистской революции 1917 года и последовавших за ней гонений он был профессором Университета св. Владимира и Председателем Киевского Религиозно-философского общества (1908-1919) в последние годы его существования, а в период эмиграции – профессором, а затем деканом Свято-Сергиевского Института в Париже.

Доклад профессора Йооста ван Россума, написавшего под руководством известного православногоtn_Joost_Kiev_1 богослова протопресвитера Иоанна Мейендорфа докторскую диссертацию, посвященную сравнительному анализу богословия св. Григория Паламы и Фомы Аквинского, вызвал большой интерес у студентов и, надеемся, будет способствовать, как минимум, формированию православной оценки исследований по этой тематике, которые ведутся в Украине при поддержке католического Института им. Фомы Аквинского.

Неординарность личности самого профессора ван Россума, который, будучи сыном протестантского пастора из Голландии, закончив теологический факультет известнейшего в Европе Лейденского университета, принял Православие, а затем учился в Свято-Владимирской семинарии под руководством таких выдающихся православных богословов, как о. Александр Шмеман и о. Иоанн Мейендорф, способствовала тому, что вопросы, задаваемые студентами, касались самых разнообразных тем, актуальных и для будущих пастырей, и для будущих богословов.

Подробнее...

 

По иронии судьбы первый богословский оппонент св. Григория Паламы, Варлаам Калабрийский, написал два трактата под названием «Против Фомы Аквинского». Варлааму было поручено представлять византийцев в диалоге с латинянами по проблеме Филиокве, считавшейся главным препятствием на пути объединения Церквей Рима и Константинополя. Он еще до этого обратил внимание на рациональный подход к тайне Бога в богословии Аквината вследствие использования последним силлогизмов или логических умозаключений. При обсуждении проблемы Филиокве Варлаам использовал метод апофатического или отрицательного богословия. Он строил аргументацию следующим образом: Бог непознаваем в своей сущности, следовательно, невозможно сделать определенное утверждение о тайне происхождения Святого Духа. Варлаама вдохновляло «апофатическое богословие» Дионисия Ареопагита. Григорий Палама, который в то время был монахом Святой Горы Афон, был поражен, когда услышал аргументы Варлаама, хотя и для него «великий Дионисий», как он его называл, был основным авторитетом среди отцов.

Я назвал «иронией судьбы» то, что первый оппонент Паламы был в то же время «антитомистом», поскольку позже почти все оппоненты Паламы оказались приверженцами Фомы, писания которого переводились на греческий, начиная со второй половины XIV века. Как возможно, что первый антипаламист был одновременно и антитомистом?

Подробнее...