Job Getcha
La réforme liturgique du métropolite Cyprien de Kiev : L'introduction du typikon sabaïte dans l'office divin
Paris, Cerf, 2010

Архимандрит Иов (Геча) 
Литургическая реформа митрополита Киевского Киприана: введение Савваитского Устава в богослужебную практику
O.jOB-LIVRE-1

Настоящее исследование посвящено одному из важнейших периодов «византийского синтеза» – литургической реформе, связанной с именем Киприана (Цамблак), родившегося в 1330 г. в районе Тырново (Болгария), ученика Константинопольского патриарха Филофея Коккина. Будучи тесно связанным с этим выдающимся представителем византийского исихазма XIV века, Киприан также посещал Афон, где учился у монахов-исихастов. Он стал митрополитом Киевским и Литовским (1375) до того, как был возведен на кафедру митрополита Киевского и всея Руси, которую занимал дважды – с 1381 по 1382 гг. и с 1390 г. до самой кончины в 1406 г.

Следуя своему учителю Филофею, который сделал Новосавваитский устав основой  современного ему византийского богослужебного чина, Киприан в конце XIV века проводит важную литургическую реформу в России. В тот период в употреблении находились два Типикона: Типикон Константинопольской Великой Церкви, используемый в кафедральных соборах и приходских храмах, и Типикон патриарха Алексия Студита, принятый в монастырях. Киприан стремился  придать единообразие богослужению, осуществив некий синтез, состоящий во введении единого Новосавваитского устава, употребляемого как в монастырях, так и в приходских храмах. Кроме освещения в деталях особенностей литургической реформы митрополита Киприана, эта книга также описывает историко-культурную и, прежде всего, духовную атмосферу исихастского движения той эпохи, представляет важнейшие   черты митрополита-литургиста, раскрывая движущие им мотивы, убедительно доказывая, что его целью была не столько реформа, сколько восстановление – возвращение к святоотеческой и монашеской традиции в контексте исихастского возрождения. Это и краткий обзор того, как развивалось византийское богослужение, и тех проблем, которые возникали при исследовании его текстов перед литургистами и в прошлом, и в настоящем.

СМОТРЕТЬ