Религиозная философия
В.А. Демьянов. Философия как форма секуляризации1. Понимаемая в широком смысле слова, секуляризация означает освобождение общества и человека от влияния религии, религиозной веры. В этом плане первым актом секуляризации позволительно, наверное, считать грехопадение нашего прародителя, решившегося без Бога определять, что есть зло и что – добро. Сами будете как боги, обещал соблазнитель (Быт. 3: 5). 2. Связь человека с Богом С.Л.Франк сравнил с «пуповиной», отличающейся тем, что как бы ни удалялся человек от Бога, «пуповина» не рвётся. Она лишь безмерно утоньшается, всё меньше пропускает спасительного «хлеба небесного». Окончательный разрыв никогда не происходит. Отсюда позволительно умозаключить, что человек абсолютно неверующий (вообще ни во что, ни в кого и никогда) попросту невозможен, по определению. Речь может идти лишь о «модусах», образах веры. По крайней мере, без до-верия новорожденный не сделает и шагу к врастанию в сколько-нибудь заметную полноту человеческого образа бытия. Именно эта счастливая черта детства – способность к абсолютному доверию – только и позволяет без всякого «критицизма» принять бесценный дар: слово, без которого человек – не человек, животное бессловесное. Может быть, именно памятуя беззаветность детской веры, только и можно понять парадоксальное Иисусово: будьте совершенны как дети. 3. Философия, по самому своему понятию, с самого зарождения своего, есть ещё один шаг на путях секуляризации. Она есть продукт эмансипации индивида от рода. Реформы Солона – Ликурга – Клисфена превратили филу из рода рождающего в «род» территориальный. Обособившаяся особь отныне все смысложизненные вопросы обречена была решать в одиночку, не взирая на предания отцов, отвергая их. Тем самым и востребована была философия – сугубо индивидуальная форма поиска истины, решения вопроса о том, что есть добро и что есть зло. Хоружий С. С. Рождение русского философского гуманизма: спор славянофилов и западниковПубликация: Хоружий С. С. Рождение русского философского гуманизма: спор славянофилов и западников // Христианская мысль. – 2009-2010. – № 5. – С. 74-94.
I. Введение. Структуры русского сознания и русской истории Наша речь пойдет о философском процессе в России на стадиях его зарождения и формирования. На этих стадиях он еще не конституировался, не выделился отчетливо из общего процесса духовного и культурного развития страны, и потому мы должны начать с характеристики этого более широкого процесса. Как известно, здесь сразу встает вопрос об отношениях двух слагаемых, двух видов содержания данного процесса – аутентичных русско-византийских элементов и элементов, имеющих западноевропейское происхождение. Чаще всего этот вопрос обсуждался в жанрах эссеистики, публицистики, полемики, решался же с идеологических, политических, партийных позиций. Чтобы уйти с этого поверхностного уровня, мы будем использовать общие концепты структурного анализа русского самосознания, духовной и культурной традиций в России в рамках синергийной антропологии.1 Демьянов В. А. Две свободыОтношение к философскому творчеству Николая Александровича Бердяева (1874 – 1948) у публики, так или иначе причастной к философии, содержит крайние, можно даже сказать, полярные оценки – от совершенного неприятия и до полной восторженности. «Белибердяев! Белибердяевщина! Диффузия понятий!» – это раздается из лагеря академического ригоризма, университетской философии. Покойный о. Александр Мень был совершенно иного мнения: «Это мыслитель XXI века, случайно забредший в наш. Правда, он очень изолирован от всех. Это портит дело. Но такая изоляция – беда, связанная с его “преждевременностью”. Многие западные открывают сейчас то, что он давно открыл». Следует только признать, что считать философию Бердяева ортодоксально-христианской было бы весьма опрометчиво. Таким образом, критическое отношение к нему вполне оправданно с обеих сторон. Весь вопрос в характере критики.
Борозенец Т. А. Философия Григория Сковороды. Размышления против теченияДругой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
(Мф 8:21-22) 22 марта 2013 г. в пятницу первой седмицы Великого Поста в Киеве в Российском центре науки и культуры состоялась международная конференция «Цивилизационный выбор и философско-религиозные традиции» вместе с презентацией полного собрания сочинений Григория Саввича Сковороды на русском языке[1]. Мероприятия были проведены в рамках празднования 1025-летнего юбилея Крещения Руси и 290 лет со дня рождения Сковороды. В форуме приняли участие ведущие исследователи творчества философа из России и Украины. В ходе работы снова были актуализированы учение и жизненный путь Григория Саввича не только в контексте истории христианства на Руси и мировоззренческих поисков прошлого, но также морально-этических, религиозных, социально-политических вызовов и поисков современности. Хоружий С.С. Время как время человека: темпоральность в призме синергийной антропологииПубликация: http://synergia-isa.ru/?page_id=4301#H
Сообщение на расширенном заседании Московско-петербургского философского клуба 7 февраля 2009 года
I. Плюрализм формаций темпоральности и проблема антропологического времени Взглянув с птичьего полета, мы найдем, что отношения Человека со Временем, в крупном, развивались не иначе, чем его отношения с Пространством, равно как и со всеми фундаментальными реалиями его мира, с вещами чувственной и умопостигаемой реальности. А именно, они следовали общей парадигме или универсальному паттерну прогрессирующего о-своения, переходящего в при-своение: введения в горизонт чувственного и интеллектуального опыта – вбирания в пределы своего мира путем схватывания сознанием – и, в конечном итоге, интериоризации в той или иной форме. Человек схватывает время, осваивает его. При этом, как всегда отмечают, природа времени им не схватывается, остается неуловима; но все же схватываются определяющие свойства, предикаты времени, и в этом опыте схватывания-освоения неизбежно присутствует первичный опыт сознания – опыт различения, проведения различий. Эта базовая форма опыта сознания связана с иерархическим принципом, она выстраивает иерархии, серии. И так, с продвижением к развитым, изощренным формациям сознания – Человек приходит к различению и размножению формаций времени. На месте изначального архаического Прото-Времени, входившего в круг могущественных внешних сил мироздания, времени ритуально-сакрального, с течением истории Человека выстраивается некоторый ансамбль формаций темпоральности. |