Религиозная философия
Блуд А. А. Сила Имени Божьего (взгляд о. С. Булгакова)
Опубликовано: http://www.bogoslov.ru/text/1769527.html Предварительно следует сказать, почему я заинтересовался этой темой. Читал работу о.С.Булгакова «Философия имени», и эта работа заинтересовала, т.к. связана с темой моей диссертации – «Язык как трансценденция». В диссертации была попытка уловить аспект трансценденции в языке. Утверждение лингвиста Ф.де Соссюра, что язык – это система знаков, система означающих, не убеждало, ведь совершенно очевидно, что язык имеет силу, и эта сила не человеческая, а сила высшая – Иная Сила, и хотелось это понять через работы М.Хайдеггера. Сейчас, читая о. С.Булгакова, нашел подтверждение своей интуиции, нашел почву для изучения языка и Слова Божьего. Также интересовала тема богообщения, простой вопрос – как можно общаться с Богом. Как можно что-то говорить Богу, и самое главное – как можно услышать Бога, и этот язык (богообщения) явно не человеческий (в смысле обыкновенного говорения), и ответы нахожу в работе о.С.Булгакова «Философия имени», в тех его местах относительно силы Имени Божьего. Блуд А. А. Воцерковление философииОпубликовано: http://www.bogoslov.ru/text/1410886.html
Прежде всего, следует очертить те актуальные проблемы, которые касаются философии и богословия в их взаимоотношении, а также осветить проблему самоопределения философии в настоящее время. Сразу же предчувствую возражение – а нуждается ли философия в воцерковлении? Не обладает ли философия в себе самодостаточной истиной, которая не нуждается в каком либо религиозном соотнесении? Богословие само по себе, как имеющее четко очерченную область исследования – бытие Бога, Божественную реальность, философия – сама по себе – занимающуюся чистой истиной. В таком возражении заявляют о себе предрассудки секулярного сознания, которое боится всяческих вторжений религии в область «научного» знания. Насилу в течении многовековой борьбы за «духовную» свободу мысль отделилась от Церкви, а тут, дескать, опять возвращаться в зависимость, думать не так, как хочется, а в соответствии с церковными канонами. Величко Е. Б. Онтологические основания изобразительности. Концепция образа отца П. Флоренского (по материалам работы "Иконостас")В истории русской философской мысли фигура отца Павла Флоренского занимает особенное место. Многогранное наследие этого видного философа обращало на себя внимание еще при жизни. Желание осмыслить роль, место и вектор творческих исканий философа серебряного века большей частью принадлежит современникам П. А. Флоренского, лично знавших его или круг его друзей. К примеру, о. В. Зеньковскому. Как автор фундаментального историко-философского исследования "История русской философии" (Париж 1948—1950) и один из активных членов пражского "Софийского братства" (1924), председателем которого был избран находившийся в дружеских отношениях с отцом Павлом о. С. Булгаков, о. В. Зеньковский, анализируя его творчество в едином контексте с софийной системой С. Булгакова, видит в нем ярчайшего представителя метафизики всеединства. [1, 180—226]. |