Опубликовано: http://www.bogoslov.ru/text/1769527.html

Предварительно следует сказать, почему я заинтересовался этой темой. Читал работу о.С.Булгакова «Философия имени», и эта работа  заинтересовала, т.к. связана с темой моей диссертации – «Язык как трансценденция». В диссертации была попытка уловить аспект трансценденции в языке. Утверждение лингвиста Ф.де Соссюра, что язык – это система знаков, система означающих, не убеждало, ведь совершенно очевидно, что язык имеет силу, и эта сила не человеческая, а сила высшая – Иная Сила, и хотелось это понять через работы М.Хайдеггера. Сейчас, читая о. С.Булгакова, нашел подтверждение своей интуиции, нашел почву для изучения языка и Слова Божьего. Также интересовала тема богообщения, простой вопрос – как можно общаться с Богом. Как можно что-то говорить Богу, и самое главное – как можно услышать Бога, и этот язык  (богообщения) явно не человеческий (в смысле обыкновенного говорения), и ответы нахожу в работе о.С.Булгакова «Философия имени», в тех его местах относительно силы Имени Божьего.

Подробнее...

 

Опубликовано: http://www.bogoslov.ru/text/1410886.html

Прежде всего, следует очертить те актуальные проблемы, которые касаются философии и богословия в их взаимоотношении, а также осветить проблему самоопределения философии в настоящее время.

Сразу же предчувствую возражение – а нуждается ли философия в воцерковлении?  Не обладает ли философия в себе самодостаточной истиной, которая не нуждается в каком либо религиозном соотнесении? Богословие само по себе, как имеющее четко очерченную область исследования – бытие Бога, Божественную реальность, философия – сама по себе – занимающуюся чистой истиной. В таком возражении заявляют о себе предрассудки секулярного сознания, которое боится всяческих вторжений религии в область «научного» знания. Насилу в течении многовековой борьбы за «духовную» свободу мысль отделилась от Церкви, а тут, дескать, опять возвращаться в зависимость, думать не так, как хочется, а в соответствии с церковными канонами.

Подробнее...

 

В истории русской философской мысли фигура отца Павла Флоренского занимает особенное место. Многогранное наследие этого видного философа обращало на себя внимание еще при жизни. Желание осмыслить роль, место и вектор творческих исканий философа серебряного века большей частью принадлежит современникам П. А.  Флоренского, лично знавших его или круг его друзей. К примеру, о. В. Зеньковскому. Как автор фундаментального историко-философского исследования "История русской философии" (Париж 1948—1950) и один из активных членов пражского "Софийского братства" (1924), председателем которого был избран находившийся в дружеских отношениях с отцом Павлом о. С.  Булгаков, о. В. Зеньковский, анализируя его творчество в едином контексте с софийной системой С. Булгакова, видит в нем ярчайшего представителя метафизики всеединства. [1, 180—226].

Подробнее...