В начале ХХ века в Москве (1905 г.), С.-Петербурге (1907 г.), Киеве (1908 г.) были созданы Религиозно-философские общества, прекратившие свою деятельность вскоре после октябрьских событий 1917 года.  Даже в то время, когда Православие обладало ощутимым влиянием в обществе, состояние общественного сознания вызывало тревогу, что выразилось в редакционном манифесте издательства «Путь», основателями которого были члены Московского Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева:

«Русское самосознание находится в периоде затяжного кризиса, который, по-видимому, не ограничится одним нашим поколением. Старые устои жизни и традиционные формы самосознания разбиты или же разбиваются на наших глазах историей, а новое только зарождается в мучительной борьбе и проходит через начальную стадию своего развития. (…) Нашему поколению предстоит заново ориентироваться в своем прошлом и настоящем, пересмотреть свое идейное наследие и сознательно отнестись к основным явлениям духовной жизни современности» (От издательства «Путь»// Сб. первый. О Владимире Соловьеве. – М., 1911. – С. І). Это стремление осмыслить духовную жизнь современности запечатлелось в первом параграфе Устава всех трех обществ: их основная цель – всесторонняя разработка вопросов религии и философии.

Уникальность Киевского Религиозно-философского общества, дата основания которого – 23 января 1908 года, состоит в том, что учредителями его были не только профессора и доценты  Университета  св. Владимира П.Тихомиров и А.Одарченко, но и Киевской Духовной Академии – В.Завитневич и П.Кудрявцев. Первым председателем КРФО был приват-доцент Университета П.В.Тихомиров (1908–январь 1910), а затем – преподаватель кафедры истории философии Киевской Духовной Академии Петр Павлович Кудрявцев (февраль 1910–май 1912), автор трудов «К вопросу об отношении христианства к язычеству», «Абсолютизм или релятивизм? К уяснению задач современной философии»,  «Волны вечности в русской художественной литературе». Товарищами председателя были избраны доцент Киевской Духовной Академии В.Д.Попов, патролог, исследователь творчества Климента Александрийского, и и.о. доцента Университета св. Владимира по кафедре философии В.В.Зеньковский, позже – декан Свято-Сергиевского Православного Богословского Института (Париж).  В 1912 году после выхода указа Св. Синода о запрещении преподавателям духовных учебных заведений участвовать в работе Киевского Религиозно-философского общества председателем КРФО стал бывший профессор Киевской Духовной Академии по кафедре нравственного богословия Василий Ильич Экземплярский (осень 1912–1916), известный своими работами «Учение Древней Церкви о собственности и милостыне», «Евангелие и общественная жизнь», «Христианское юродство и христианская сила», «Старчество». Вместо В.Д.Попова товарищем председателя был избран историк и археолог М.П.Истомин. В Совет общества в разное время входили: профессор Киевской Духовной Академии В.З.Завитневич, автор фундаментального исследования, посвященного русскому богослову и философу А.С.Хомякову; профессор Университета св. Владимира П.В.Тихомиров, известный своими историко-философскими трудами; приват-доцент Университета св.Владимира А.Б.Селиханович; преподаватель Киевской Духовной Семинарии А.И.Максаков. Членом КРФО был новомученик священник Анатолий Жураковский. В 1917 г. общество насчитывало около 100 членов и объединяло не только богословов и философов, но и историков, литераторов, экономистов, врачей – всех, кто признавал в Православии не просто религиозную традицию, в которой был воспитан, но единственно возможное русло движения и собственной жизни, и жизни общества. Последним председателем КРФО был профессор Университета св. Владимира В.В.Зеньковский (1917–1919).

В 1916–1917 гг. В.И.Экземплярский издавал ежемесячный журнал «Христианская мысль», на страницах которого печатались доклады, прочитанные на заседаниях КРФО, труды членов Киевского, Московского и Санкт-Петербургского Религиозно-философских обществ. В частности, здесь увидели свет работы В.В.Зеньковского («Россия и Православие», «Н.В.Гоголь в его религиозных исканиях»), П.П.Кудрявцева («Россия и Царьград», «Идея св. Софии»), В.И.Экземплярского («Христианское юродство и христианская сила»), В.З.Завитневича («К вопросу о корнях нашей духовной немочи»), С.Н.Булгакова («Пол в человеке»), В.Ф.Эрна («Спор об Имени Божием»), С.Дурылина («Россия и Лермонтов (к изучению религиозных истоков русской поэзии)»), С.А.Аскольдова («О связи добра и зла»), Н.А.Бердяева («Религиозная судьба еврейства»), М.П.Истомина («Царь, Патриарх и Земщина»), А. Жураковского («К вопросу о вечных муках», «Тайна любви и таинство брака»).

В конце 1919 г. КРФО прекратило свое существование (подробно об истории КРФО можно прочитать в книге Н. Филиппенко «Киевское Религиозно-философское общество (1908–1919). Очерк истории. – К., 2009.

20 марта 2003 г. состоялось учредительное собрание Киевского Религиозно-философского общества, которое было воссоздано  по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины. Общество было зарегистрировано 26 июня 2003 года. Учредителями КРФО стали проректор Киевской Духовной Академии и Семинарии УПЦ, доктор канонического права, протоиерей Николай Макар (в августе 2011 принявший монашеский постриг под именем (председатель общества); кандидат экономических наук, доцент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко И.В.Назаров; кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии имени Г.С.Сковороды НАН Украины Н.Г.Филиппенко. Действительные члены общества являются верующими Православной Церкви. В деятельности общества могут участвовать все желающие в качестве ассоциированных членов, т.е. не имея права выступать от имени общества. КРФО считает своей задачей служение росту влияния  канонического Православия в Украине, содействие православно-христианскому просвещению, отвечающему самым серьезным и глубоким религиозным запросам современного общества и способствующему осмыслению подлинно христианских основ жизни, формированию христианских ответов на трудные вызовы современного мира, возрождение отечественной религиозной философии. Этими задачами определяются основные направления деятельности Киевского РФО: 1) проведение научных конференций, посвященных философской интерпретации актуальных богословских вопросов; 2) издание журнала «Христианская мысль»; 3) обеспечение работы постоянно действующего научно-методологического семинара «Православие и культура».

Недолгая история воссозданного КРФО уже имеет свои запоминающиеся страницы: научно-теоретический семинар «Святоотеческая концепция личности и персоналистические тенденции в русской религиозной философии», посвященный 100-летию со дня рождения выдающегося богослова ХХ века В.Н.Лосского (2003); конференции «Православие и славянофильская традиция в русской религиозной философии (к 200-летию со дня рождения А.С.Хомякова)» (2004), конференция «Богословское и философское осмысление исихастской традиции» (2005), «Православие и мир: богословие, философия, культура (памяти о. Сергия Булгакова (1871–1944), о. Василия Зеньковского (1881–1962), о. Александра Шмемана (1921-1983), о. Иоанна Мейендорфа (1926–1992)» (2006), «Православие и современность: опыты встречи (к 100-летию КРФО и сборника «Вехи») (2009), «Наследие Сергия Булгакова в современном социогуманитарном дискурсе» (2011), участниками которых были епископ Диоклийский Каллист Уэр (Оксфорд), протопресвитер Борис Бобринский, архимандрит Иов Геча, протоиерей Николай Чернокрак – деканы Свято-Сергиевского Православного Богословского Института (Париж), протоиерей Николай Макар – проректор Киевской Духовной Академии и Семинарии УПЦ (ныне настоятель храма св.Амвросия Медиоланского – Милан, Италия), архимандрит Николай Иоаннидис – профессор богословского факультета Афинского университета, Йоост ван Россум – профессор  Свято-Сергиевского Православного Богословского Института (Париж), доктор богословия Брэндон Галлахер (Оксфорд),  академики РАЕН Ю. М.  Осипов и С. С. Хоружий (Москва), профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор философских наук В. Н. Катасонов (Москва), доктор философских наук, зав. сектором Института философии РАН М. Н. Громов, а также другие известные богословы и философы Украины и России. Возобновилось издание журнала «Христианская мысль», где размещаются не только тексты докладов участников конференций, статьи, раскрывающие особенности присутствия Православия в современном мире, но и материалы, посвященные истории КРФО, многие из которых публикуются впервые. Регулярно проводятся заседания семинара «Православие и культура».