Krestopoklonnaja-nedeljaСегодня вечером, 17 марта 2012 года, когда вся Церковь едиными устами будет петь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!», многие из тех, кто знал иерея Димитрия Познанского, будут молитвенно вспоминать о нем. Сейчас, когда он смиренно и мужественно донес до конца свой тяжелый земной крест – крест неизлечимой болезни, память зримо возвращает что-то ранее оставшееся незамеченным, или неоцененным по достоинству. Спустя годы хочется поблагодарить отца Димитрия за то, что и тем, кто был рядом в тот или иной момент его земной жизни, он придавал мужество не оставить свой крест, не смалодушничать, не подменить любовь лицемерным соглашательством. Пусть его слово о Кресте Господнем и о кресте каждого, кто выбрал путь – следовать за Ним, станет нам опорой и утешением в эти дни Великого Поста.

В третью неделю Великого Поста в православных храмах совершается поклонение Кресту Спасителя. Это поклонение установлено для того, чтобы посреди Великой Четыредесятницы напомнить нам, что спасение наше совершается через Крест, и чтобы в постном подвиге укрепить нас крестной благодатью. В нынешнем Евангелии Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее».  Святитель Феофан Затворник, комментируя слова Христовы, пишет: «За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест?

Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его – себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного, – а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений. Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот – вот конец и венцы!»

Крест – это, с одной стороны, труды и подвиги, предпринимаемые христианином для покорения плоти духу, а с другой стороны, выпадающие на нашу долю скорби, болезни и тяготы. При этом необходимо помнить, что сами по себе скорби, болезни и тяготы не приносят спасения, особенно если они переносятся с ропотом, а не принимаются со смирением Христа ради.

«Суетен и безплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в крест Христов, – пишет святитель Игнатий Кавказский. – Крест свой делается для ученика Христова Крестом Христовым: потому что ученик Христов твердо убежден, что над ним неусыпно бдит Христос, что Христос попускает ему скорби как необходимое и неминуемое условие христианства, что никакая скорбь не приблизилась бы к нему, если б не была попущена Христом, что скорбями христианин усваивается Христу, соделывается причастником Его участи на земле, а потому и на небе. Крест свой делается для ученика Христова Крестом Христовым: потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственной целию своей жизни. Эти всесвятые заповеди соделываются крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстьми и похотьми его (Гал. 5, 24). Отсюда ясно – почему для принятия креста предварительно нужно отвергнуться себя даже до погубления души своей. Так сильно обильно усвоился грех падшему естеству нашему, что Слово Божие не останавливается называть его душою падшего человека».

Крест – это самоотречение в следовании за Христом и орудие, через которое Бог обновляет нашу природу. Как говорит апостол Павел: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6, 4–9).

Чем дальше человечество, сначала принявшее, а теперь отвергающее Христа, удаляется от Него, тем большим соблазном становится для него слово крестное. «Слово бо крестное погибающым убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть» (1 Кор. 1, 18). Но и при формальной принадлежности к Церкви забвение Креста приводит к падению и погибели. Отсюда возникают всевозможные подмены Православия, выражающиеся в оправдании максимального ухода от духовного делания в пользу только внешней деятельности. В итоге такие деятели, будучи одержимы страстями, но надев личину ревности о пользе церковной, дерзают учить Церковь и вводить в соблазн верующих. Как предупреждал апостол Павел в Послании к Тимофею: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4, 3).

Поклонившись в сей день Кресту Христову, еще раз вонмем себе, поверим Крестом свои душевные расположения и мысли и скажем вместе с праведным о. Иоанном Кронштадтским: «Итак, мы сами всеми мерами идем прочь от своего спасения. Пострадал за нас Спаситель на Кресте, но мы не хотим и знать этих страданий; заповедал Он нам для нашего спасения взять каждому свои кресты и следовать за Ним к небесной славе, а мы и слышать не хотим; указано нам, как лекарство, умерщвление плоти нашей со страстями и похотями, но мы еще сильнее стараемся удовлетворять своим страстям, исполнять свои похоти. Что же? Таков будет и конец. И поглощены будем вечным огнем, и не получим ни капли прохлаждения в геенском пламени – за то, что здесь имели все возможные прохлаждения, все возможные удовольствия для грешной плоти. Не дай Господи! Скорее – за крест, пока Распятый на Кресте еще продолжает к нам Свои милости. Аминь».

29 марта 2008 г.

Источник: http://pravaya.ru/news/15563