o.Dimitrij-1Вот прошел еще один год со дня кончины иерея Димитрия Познанского. Его семья, духовные дети и друзья соберутся снова, чтобы вместе молитвенно помянуть дорогого отца Димитрия. Соберутся, как раньше, когда он сидел во главе стола, и совместная трапеза и беседа объединяли нас, таких разных и таких близких. Порой мы спорили, порой были единодушны. С каждым годом учились больше дорожить друг другом. Но тяжелая болезнь, принятая со смирением, и христианская кончина отца Димитрия соединили нас иными узами – общим знанием, что «все возможно Богу» (Мр. 10. 27). В этот день перечитайте вместе с нами несколько записей из ЖЖ отца Димитрия, сделанных в последний год его земной жизни, когда многое открывалось ему в своей подлинной ценности. Мы закончили их киноцитатой из фильма «Щит и меч», опубликованной им 20 октября 2010 года. Досмотрите ее до конца, помня о дате.

5.01.2010

Жаль

Спору нет: по-разному живут люди в наших деревнях и селах. Но мне больше всего запомнилась удивительная чистота иных домов, чистота которой не встретишь в городе. Ею сверкает всё: от тихой лампады перед бумажными в серебристой фольге образами, до крашенных деревянных полов, инде убранных старенькими половичками. Но бедная убогость эта излиха возмещается чистотой, которой, кажется, и сам воздух звенит.

А пища? Такой пищи, хотя она и самая простая, невозможно ни приготовить в городе, ни купить в магазине, ни отведать ни в одном ресторане, назовись он хоть трижды русским (украинским, белорусским), народным, традиционным и так далее. Домашний хлеб - светится, картошка - лучится, и даже такая, казалось бы, сугубо скоромная вещь как свинина, нежно тает во рту как то на удивление целомудренно. Жаль, что за рождественским столом не удастся отведать эдакой пищи.

9.01.2010

Познавательное (о ханжестве)

Оказывается, если верить этимологическому словарю Фасмера, слово "ханжество" происходит от слова "хадж" (паломничество в Меку). Полагаю, что так и есть, поскольку и человек совершивший таковое паломничество получал именование "хаджи" (ханжи).
Определение слова из разных словарей: Лицемерие, пустосвятство, показное благочестие.

Показная (демонстративная) или крайняя (склонная к крайностям) форма благочестия и набожности, которая выражается в демонстративном отрицании аморальности. Разновидность морального формализма и лицемерия. Истолковывает требования нравственности в духе крайнего ригоризма и нетерпимости, игнорируя вопросы внутренней моральной природы человека. Как пишет Ноам Хомский, ханжа (лицемер) – это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе.

Ханжество скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение, стремление манипулировать другими. Оно является отрицательной формой приспособительной реакции человека к моральным требованиям общества. Ханжа – это человек, у которого внешняя добродетельная сторона не соответствует его внутреннему содержанию. Как правило, он всячески демонстрирует свое негативное отношение к поступкам и мнениям других людей, "неправильных" с его точки зрения. При этом в отношении себя действует двойная мораль, которая оправдывает его в аналогичных ситуациях.

9.03.2010

"Серафимово правило"

О. Максим Козлов: "Конечно, если человек в горячем цеху или в не менее утомительном офисном труде приезжает домой таким, что съесть ужин, сделанный любимой женой на скорую руку и прочитать молитвы – это все, на что у него силы остаются, пусть читает правило преподобного Серафима. Но если у тебя остались силы не спеша посидеть за столом, сделать несколько не самых необходимых звонков по телефону, посмотреть фильм или новости по телевизору, почитать френдленту в Интернете, а потом – ах, завтра же вставать на работу и остается время только несколько минут - то тут, пожалуй, не самым правильным путем будет ограничить себя Серафимовым правилом".

На самом деле ограничить себя "Серафимовым правилом" невозможно, так как оно предполагает непрестанную Иисусову молитву. Почему-то об этом все время забывают, и называют "Серафимовым правилом" чтение трех молитв.

21.04.2010

О чести (в дополнение)

Странное все-таки у многих наших христиан представление о чести. И, думается мне, не наше, не православное. Оно ближе к тому, что у поляков называется "Honor". А объективно, как подметил Шопенгауэр, это мнение, которое другие имеют о нашем мужестве, и субъективно - страх, который нам внушает это мнение. Но я уверен в том, что честь не есть нечто, что находится вне нас самих, и что зависит от постороннего мнения. Честь - это жить по совести, добротно исполнять свое служение, не участвовать в подлости, защищать слабого и т.д.. Честь очень часто находится в стороне совершенно противоположной общественному мнению, и еще чаще в стороне противоположной тому, что принято называть "чувством собственного достоинства". Наказать своего обидчика - это "по-понятиям", и иногда это очень даже правильно, но не принадлежит чести и христианской добродетели. Наказать обидчика свойственно и негодяю, и подонку, и предмета для восхищения я здесь не вижу.

29.05.2010

В чем сила, брат?

Последнее время только и слышно: «Нам нужна сильная церковь!», - но слыша эти слова, задумываешься: а в чем собственно сила? Судя по всему, в понимании глашатаев этого лозунга, сила эта заключается в мирском могуществе, превращении церкви в политического игрока. Отсюда акцент на социальной работе, расширение внешних отношений, религиозные саммиты, демонстрации трудящихся торжественные шествия, православные байк-шоу, и ксюша собчак.

Нужно ли лишний раз объяснять, что все это приведет к ровно противоположному результату, и таковое смешение с миром неизбежно повлечет утрату духовного авторитета? Церковь в глазах людей упадет до статуса еще одного мирского института, причем конкурирующего с институтами уже существующими.

Означает ли вышесказанное, что нам не нужна сильная церковь? Отнюдь. Вопрос: в чем сила? А сила, причем сила непреодолимая - это верность Православному вероучению, стояние в чистоте Святоотеческого Предания. «Вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чим осолится; ни во чтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки» (Мф. 5, 13). А в погоне за славой мира сего, в политических-дипломатических игрищах можно лишь растерять то, что у нас еще осталось.

1.09.2010

1 сентября (лытдыбр)

Все-таки я сделал это. Впервые. Въехал во впереди стоящий автомобиль.
Утром у них не зазвонил будильник, и выезжать пришлось через 15 минут после насильственного пробуждения.
Впопыхах срывались с клумбы пионы, горшки с цветами грузились в машину.
Ехал сквозь дождь как сомнамбула, в плотном потоке, улетая мыслями в мутный туман.
На полдороге перед пешеходным переходом резко тормозит черный паркетник. Тормоз, ручник... да куда там? Машина по воде как на лыжах. Смачный удар. Приехали.
Выхожу. Из джипа выходит женщина. Осматриваем свои авто. У меня разбита фара. У нее слегка поцарапан бампер.
Достаю, и начинаю выворачивать бумажник. Там что-то в районе 160 грн. (20 у.е.). Женщина смотрит, секунду колеблется, и говорит: ладно, езжайте с детьми в школу. Я, прижимая руку к груди: большое спасибо Вам. Она: только езжайте осторожнее.
Садясь в машину, слышу голос матушки: дети, помолитесь все за эту женщину.
Дальше ползу черепахой.

9.09.2010

Как митрополиты "к правде веры Христовой обращались"

Как известно, в декабре 1918 г. петлюровской Директорией были арестованы митр. Антоний (Храповицкий) и архиеп. Евлогий Георгиевский.
Генеральный викарий униатской Киевской митрополии Лонгин Цегельский* рассказывал: "Мы тут арестовали митрополита Антония и известного Евлогия Волынского, - рассказывал Винниченко, - и они уже больше не вернутся на свои престолы. Я бы хотел у Вас спросить, нельзя ли их интернировать где-нибудь в Галиции? Это удобнее, чем их тут держать.
Я ответил, что их можно послать в какой-нибудь монастырь в Галицию. Это самая красивая, наиболее культурная и, кроме того, наиболее надежная форма изоляции... Так и произошло...".
А вот такую умилительную заметку в киевской церковно-общественной газете "Слово" от 25.12.1918 г. я обнаружил в одном архиве:

g_slovo_1918
Текст: - До арешту митр Антонія та Євлогія. Епископи Антоній та Євлогій приїхали в Галичину, відправилися в один із василіянських манастирів, щоб в останні свої літа навернутися до Бога, та спізнати правди віри Христової. (Ставка).

Перевод: - К аресту митр Антония и Евлогия. Епископы Антоний и Евлогий приехали в Галичину, отправились в один из василианских монастырей, чтобы в последние свои года обратиться к Богу, и познать правду веры Христовой. (Ставка).
____________
* Кстати, его брат, униатский священник и деятель - прадедушка небезызвестного Олега Тягнибока по маме.

10.09.2010

Какая еще осень?

Ну какая же это осень? Все зеленое. Ни одного желтого листа. Солнце. +21С.
Может быть после +47С - это и осень, может быть вообще зима, но реально никакая не осень.
Да и календарно да канонического сентября еще 4 денька.
Ну а то, что у кого настроение осеннее, никто не виноват. Настроение вещь эфемерная.

20.10.2010

Можете, конечно, кидаться камнями, но я еще такое люблю: