Архимандрит Амвросий (Макар). «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума»
Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа стало в истории человечества настолько важным и значительным событием, что открыло совершенно новое время, новую страницу, новую эпоху, ибо дало человеку полностью новое бытие. В христианских народах это отразилось и на летоисчислении: до Рождества Христова годы считаются в нисходящем порядке, а после Рождества в восходящем. Это отчетливо зафиксировалось и в исторической науке, которая эпоху от Рождества Христова называет нашей эрой, а эпоху до Христа именует временем до нашей эры.
Но в чем же заключается это новое бытие человека в новую эру, в эпоху после Рождества Господня? Что произошло после Рождения Христа Бога? Речь идет об отношении человека к своему Творцу, о послушании человека Богу или о его непослушании. Первый человек Адам, не послушавший Господа, пал в грех преступления заповеди Божией и начал историю человечества, томившегося в рабстве греха и беззакония. А Христос Господь проявил полное послушание Своему Отцу Небесному, исполнив до конца Его волю, как свидетельствует ап. Павел: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2: 6-8). Поэтому Иисус Христос стал вторым Адамом, который начал другую историю человечества, противоположную предыдущей, историю послушания Богу, исполнения Его заповедей, историю духовную, небесную.
Как учит ап. Павел: «Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. (…) Первый человек ‒ из земли, перстный; второй человек ‒ Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15: 45, 47-49). И затем продолжает Апостол: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. (…) Дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 56 18-19, 21).Христос Спаситель, таким образом, начал другую, новую историю человечества, существенно изменив ее, возвратив человека в единство с Богом, а это значит, восстановил его состояние до грехопадения, возвратив в рай. Кстати, первая стихира вечерни Рождество Христова именно об этом повествует: «Придите, возрадуемся о Господе, изъясняя нынешнее Таинство: разделявшая нас с Богом стена разрушена, пламенный меч обращается вспять, и Херувимы отступают от древа жизни, и я приобщаюсь к блаженствам рая, из которого был изгнан за ослушание». Вот почему Рождество Христово так торжественно празднуется Православной Церковью и прославляется ею родившийся Богомладенец, Который пришел на нашу землю преодолеть грех и обновить, восстановить человека.
Рождество Христово – обновление и восстановление человека
Цель Рождества Господня как обновление человека прекрасно описана уже в литийной стихире Праздника, где прямо говорится: «По образу Своему созданного и по подобию, увидев погибшим из-за преступления, Иисус сошел, преклонив небеса, и вселился, изменения не претерпев, во чрево девственное, дабы в нем обновить истлевшего Адама». Еще конкретнее говорится о восстановлении человека родившимся Христом в тропаре первой песни первого канона: «Того, кто создан был по образу Божию, истлел от преступления, весь подвергся порче и лишился лучшей, божественной жизни вновь восстанавливает мудрый Создатель, ибо Он прославился. Творец, видя гибнущего человека, которого Своими руками создал, преклонив небеса, нисходит и принимает все существо его, истинно воплотившись от божественной и чистой Девы». Об этом же повествует и тропарь шестой песни второго канона: «Бог-Слово, бывшее в начале с Богом, усмотрев, как сохранить присущее нам естество, ныне укрепляет его, издревле немощное, Сам в новое с ним общение снизойдя, и вновь его являя от страстей свободным.
Для нас, бедственно впавших во мрак согрешений, чтобы воздвигнуть сынов прародителей, глубоко низвергшихся, пришел из чресл Авраама Обитающий во свете». А стихира на стиховне прямо призывает верных поклониться восстанавливающему человека родившемуся Господу: «Да ликует все творение и да играет, ибо восстановить его явился Христос и спасти души наши!». Действительно, ликует вся вселенная, радуется и веселится, ибо все естество обновляется, восстанавливается. Весь не только видимый, но и невидимый мир торжествует, ибо пришел Обновитель человека и природы. Именно вся вселенная торжествует, ибо через грех человека помрачилось не только естество души и тела человеческого, но и вся природа страдала от грехопадения человека. Поэтому, Христос родился обновить и восстановить человека, а с ним обновляется и восстанавливается весь видимый мир. Вот почему часто в Рождественских песнопениях воспевается торжество всего мира, в который пришел его Обновитель. Уже стихира на Господи воззвах красочно это описывает: «Что принесем Тебе в дар, Христе, за то, что Ты ради нас явился на земле как человек? Ибо каждое из творений, Тобою созданных, благодарность Тебе приносит: Ангелы – песнь, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – удивление, земля – пещеру, пустыня – ясли, мы же – Матерь-Деву». Это торжество всей вселенной описывает и девятый ирмос первого канона праздника Рождества: «Таинство вижу необычайное и чудное: пещера – небо, престол Херувимский – Дева, ясли – вместилище, где возлег невместимый Христос Бог, Которого мы в песнях величаем».
Но человек и природа, обновляясь, восстанавливаясь, переходят в совершенно другое состояние. Как грех Адама разрушил, помрачил человека и все естество видимого мира ввел во мрак и тьму, а с этим в печаль и скорбь, так Христос Спаситель, восстанавливая человека и природу, вводит их в свет и радость.
Свет Рождества Христова
Он Сам приходит в этот разрушенный грехом мир как Свет, чтобы просветить все творение во вселенной, разрушенное и пребывающее во мраке. Уже первые стихиры Праздничной вечерни об этом повествуют: «С рождением Господа Иисуса от святой Девы просветился весь мир», «свет возжег Ты нам, Христе Боже, Твоим пришествием. Свет от Света, Отчее сияние, все творение Ты озарил», «Воссиял свет омраченным и возвысил смиренных». Это же просвещение помраченного грехом мира воспевается и в рождественском каноне: «Народ, прежде омраченный, наконец узрел знамение – свет вышнего сияния», «всех ведя, Боже естеством, к свету животворному от врат, лишенных солнца». Эти слова канона прямо вторят евангельским словам о просвещении Христом людей пребывающих во тьме и мраке: «Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4: 14-16). В связи с этим просвещением мира и человека Христос Спас называется Светилом: «Посетил нас с высоты Спаситель наш, прежде солнца восшедшее Светило; и мы, пребывавшие во тьме и тени обрели истину» (светилен Рождества) или в рождественских песнопениях Он назывется прямо Солнцем: «Воссиял Ты, Христе, от Девы, невещественное Солнце Правды».
Но если для материального мира Свет Христов является естественным видимым светом, то для душ человеческих это просвещение души, духовное озарение, это прежде всего просвещение помраченного грехом ума человеческого, это познание истины и Самого Бога. Поэтому в пятой песни канона это чудо просвещения образно описывается так: мы, «приведенные к свету Богопознания, после ночи рассвет встречая, славословим Тебя, Человеколюбец». Однако наилучшим образом это описывает тропарь Праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!».
Эти слова тропаря ярко указывают на то, что Христос родился для того, чтобы просветить ум человека, который через помрачение его грехом не видел истины, Самого Бога. Только Христос Своим Евангелием исцеляет ум человека и дает ему ведение правды, вносит в него свет истины. Поэтому просвещенный Христом Спасителем человеческий ум прекрасно видит, как грех непослушания Богу помрачает, извращает его, и он смотрит на всю действительность превратно, и как послушание его Богу все изменяет и человек начинает видеть, как прекрасно его бытие, вся жизнь человека, в единстве с Творцом. Вот почему родившийся Богомладенец в Вифлееме, лежащий в пещере, в яслях, есть, прежде всего, свет для помраченного грехом ума человеческого, его надежда, радость и жизнь.