Произошло знаковое событие, одно из тех, что раскалывает время на «до» и «после», окрашивает его в цвета напряженности и тревоги. Потерявшее стыд обнаженное существо женского пола совершило символическое богоубийство – срезало бензопилой поклонный крест с изображением распятого Спасителя на одном из киевских холмов. Знаменательно, что никто из очевидцев не попытался воспрепятствовать этому: ни спокойно снимавшие эту сцену тележурналисты (по-видимому, заранее извещенные о предстоящей «сенсации»), ни милиция, наверняка находившаяся в радиусе «шаговой доступности», ни, уже задним числом, представители христианских конфессий, спустившие ситуацию «на тормозах» и даже заявившие, что это «не их крест». Случившееся вписывается в многоходовую цепную реакцию богоборческих провокаций, начавшуююся с бесчинств Pussy Riot в храме Христа Спасителя и пока остановившуюся на обнаружении «древнего папируса» с информацией о «семейном положении» Христа, впрочем вряд ли надолго. Все произошедшее подталкивает к определенным размышлениям и выводам.

Подробнее...

 

Проблема образования и духовного совершенствования все острее и острее ставится в современном светском секулярном обществе. Потому что современное общество, покидая Евангельский путь, оставляя христианское наследие и становясь на путь секулярный, используя лишь человеческие достижения для формирования мировоззрения и устроения жизни, все более и более делает образование автономным, обособляя, ставя в независимость его от духовного совершенствования, что в христианском обществе было всегда связанным, т.е. образование и духовное воспитание были двумя сторонами единого процесса христианского воспитания. Они не только не обособлялись, не отрывались друг от друга, но даже не предполагались друг без друга, не рассматривались как независимые явления. Более того, в христианском воспитании образование и духовное совершенствование зависели друг от друга, имели цель друг в друге, составляли одно целое, переплетаясь в обоюдном процессе формирования личности.

Дистанцируясь друг от друга в современном обществе, образование и духовное совершенствование все более закрываются в себе, образуя два автономных процесса в становлении личности.

Подробнее...

 

Публикация: И. В. Назаров. Православие и современность: опыты встречи и невстречи // Христианская мысль. – 2009-2010. – № 5. – С. 171-183

Памяти иерея Димитрия Познанского († 12.11.2010)

I

Не прошло и столетия с того страшного февральского вечера, когда пятеро неизвестных в военной форме при попустительстве лаврской братии вывели из обители и зверски убили у ее стен митрополита Киевского и Галицкого Владимира, ставшего первым архиереем в длинном мартирологе российских новомучеников ХХ века. Какое-то время они смотрели друг другу в глаза – проявивший удивительное молитвенное спокойствие святой и современность, олицетворенная простыми, еще недавно законопослушными людьми, ставшими его палачами. Точно так же в свое время Сам Христос предстоял фарисейско-саддукейской элите еврейского народа и цинику Пилату, бывшими типичными представителями иудейской и эллинской культур в эпоху их заката. И, подобно тому, как Воплотившийся Бог был тысячеустно отвергнут современниками, каждый последующий свидетель Его Истины был в той или иной степени гоним насельниками последующих эпох. Но были ли эти великие предстояния, нередко заостренные до мученичества, встречами христианства и современности? С одной стороны – да, ибо мученики и исповедники получили от Бога благодатную  силу  свидетельствовать человечеству на разных этапах его истории об открывшейся во Христе перспективе вечной Жизни. Но с другой стороны, это были встречи, обреченные на незавершенность, ибо подлинная встреча есть всегда согласие как минимум двоих – лица, являющего Благовестие или Дар, и лица, их приемлющего. И если  нет встречной воли принять предлагаемый Дар, встреча остается незавершенной до той поры, пока тот или те,  к кому он обращен, не ответят согласным «да». Исторический опыт христианского благовестия  неизменно подтвердждал слова Спасителя о том, что поначалу отвергнутый камень со временем становился главою угла и умершее мученически зерно в конце концов оплодотворяло казалось бы выжженную грехом землю современности, принося стократный плод.

Подробнее...

 

Доклад на ІV Покровских международных миссионерско-просветительских чтениях «Тысячелетние традиции просвещения под покровом Премудрости Божией» (Киев, 25-27 октября, 2011 г.)

Публикация: http://www.bogoslov.ru/text/2291906.html

Мы все видим, что современный секулярный мир вторгается в душу. Человек отчуждается от себя, чувствует, что с ним происходит что-то не то. Эта ситуация делает человека беззащитным перед нападениями «мира». «Мир» постоянно атакует, и чтобы не потерять себя, свою душу, необходима защита, необходимо противодействие. Метод умного делания, хранения сердца как никогда сейчас актуален и необходим. Актуально сейчас наследие святых отцов исихастов, и их опыт в борьбе с богопротивными силами может оказаться бесценным пособием в сохранении христианского образа жизни в современном обмирщенном секулярном  мире.

Подробнее...

 

Доклад на Четвертых Международных Покровских чтениях «Тысячелетние традиции просвещения под покровом Премудрости Божией»

Киев, 25-27 октября 2011 г.

Современный секулярный мир, оставив Христово Евангелие, удалившись от Божественного Откровения, уклонился в жизнь человека без Бога, без Закона Творца своего. А это значит, что современное общество, освобождаясь от христианского наследия, от Самого Христа Спасителя, Который есть для всего человечества «путь и истина и жизнь» (Ин 14: 6), снова возвращается в дохристианское, внехристианское  состояние человечества. Поэтому к современному постхристианскому, или к ставшему нехристианским миру должен снова прийти Господь наш Иисус Христос, в нем должна снова прозвучать апостольская проповедь. Современное секулярное общество должно снова увидеть свет христианской жизни, увидеть человека, живущего вечностью, внутри которого уже совершается Царствие Божие (Лк 17: 21). Это состояние общества подвигает Церковь Христову снова пройти путь свидетельства древнего христианства, всесторонне показав людям, далеким от веры, путь истины и жизни, которые не сокрушимы никакими испытаниями и пребывают вечно.

Подробнее...