Культурология
Назаров И. В., Филиппенко Н. Г. Проблемы отношения Церкви и культуры в творчестве Сергия Булгакова и Василия ЗеньковскогоСтатья опубликована в: Назаров И. В., Филиппенко Н. Г. Проблемы отношения Церкви и культуры в творчестве Сергия Булгакова и Василия Зеньковского // Философия хозяйства. – № 4 (76). – М., 2011. – С. 113–121. Аннотация. В статье анализируются взгляды Сергия Булгакова и Василия Зеньковского на причины разделения Церкви и культуры, его следствия и возможные пути преодоления. Время Сергия Булгакова и Василия Зеньковского – это эпоха стремительной секуляризации всех сторон общественной жизни России, заострившей до предела вопрос об отношении Церкви и культуры, поставленный еще ранними славянофилами – Алексеем Хомяковым, Иваном Киреевским и их единомышленниками. Путь, пройденный каждым – и Булгаковым, и Зеньковским, – вначале совпавший с «мейнстримом» эпохи, затем был медленным изживанием секуляризма как основной болезни современной им культуры, закончившейся революционным коллапсом 1917 года в России. Этот печальный исторический итог обрек на долгие годы изгнания и самих мыслителей, и трудные проблемы взаимоотношения веры и знания, Церкви и культуры, Церкви и государства. Шамаков О. М. Етико-естетичні характеристики кенотичності християнської культурної традиції в ранній періодВирішення надзвичайно складної проблеми кенотичності християнської культурної традиції в ранній її період є дуже актуальним завданням, оскільки дозволить краще зрозуміти витоки та сутність самої християнської культурної традиції. Ця традиція відіграла ключову роль у формуванні європейської культури. Важливе місце їй належить і в історії культури України, саме тому необхідно звернутися до витоків цієї традиції і зупинитися на сутнісних її складових. Такою складовою і є кенотичність, яку можна характеризувати у сферах теологічного, антропологічного, філософського та інших дискурсів. Ми ж спробуємо охарактеризувати її у сферах етики та естетики, що і є метою означеної статті. Столяр М. Б. Проблема смысла жизни в современной культуреРешение проблемы смысла жизни настолько сильно влияет на все сферы человеческой жизнедеятельности, что можно с полным правом утверждать: смысложизненные ценности составляют ядро культуры, определяя ее специфику. Речь идет, конечно, о господствующих в культуре пониманиях смысла. Но если смысложизненные ценности представляют ядро культуры в целом, то тем более это относится к философии. Древние и средневековые культуры были тем историческим пространством, в поле которого сложились все основные позиции по вопросу о смысле жизни. В дальнейшем эти позиции будут менять лишь свою понятийную форму. Именно поэтому новейшая философия делает такой упор на изощренности языка, на смаковании своей вербальной индивидуальности. По сути, поиски истины вытесняет стремление к самовыражению, а отсутствие принципиальной новизны компенсируется оригинальностью. Столяр М. Б. Понятие "прелести" в эстетике Ф. Достоевского (на материале романа "Братья Карамазовы")Несмотря на то, что произведения Ф. М. Достоевского содержат в себе величайшие прозрения относительно коллизий ХХ века, он остается в этом веке одним из самых непонятых мыслителей. Правда, современный читатель, будучи в значительной степени политизированным, рассмотрел некоторые предостережения писателя, которые касались политического беснования первой половины завершающегося столетия. Но более глубокий, пророческий пласт творчества Достоевского, а именно его духовные предостережения, остаются большей частью незамеченными. Столяр М. Б. Образ жизненной перспективы как основание культуры"Ибо заповедь сия, которую Я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: "кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" и не за морем она, чтобы можно было говорить: "кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?"; но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его". (Второзаконие 30: 11-14) |