Богословие
Архімандрит Іов (Геча). «Поминающе… второе и славное паки пришествие»
Публікація в: Архімандрит Іов (Геча). «Поминающе… второе и славное паки пришествие» // Православний вісник. – 2009. – № 1. – С. 56–58. Напевно, мало хто з нас звертає увагу на дивні слова, що їх промовляє священик за кожною Божественною Літургією наприкінці анафори Свт. Іоана Золотоустого. До речі, подібні слова зустрічаються й в анафорі Свт. Василія Великого. Звичайно, одна з причин пов'язана з тим, що в більшості випадків слова євхаристичної молитви читаються священником не вголос, а тихо. Але навіть багато священиків, які читають цю молитву майже щодня, часто не усвідомлюють глибину цих слів. В цій молитві сказано: «Поминающе убо спасительную сию заповедь, и вся яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождения, одесную седение, второе и славное паки пришествие».Те, що Божественна Літургія відправляється як спомин Спасительних Страстей – в пам'ять Розп'яття Христового, Його триденного погребіння і світлого Його Воскресіння, славного Його Вознесіння та Його сидіння праворуч Отця – нас не дивує. Але яке може мати значення поминання під час Божественної Літургії Його славного другого пришестя, яке ще не відбулося, і до якого ми всі, християни, благоговійно готуємось? Brandon Gallaher. Antinomism, Trinity and the Challenge of Rationalism in the Theology of Sergii Bulgakov
Статья опубликована в: Brandon Gallaher. Antinomism, Trinity and the Challenge of Rationalism in the Theology of Sergii Bulgakov // Вісник КНУ імені Тараса Шевченка. Серія Економіка. – К.: ВПЦ «Київський університет», 2011– Вип.131. – С. 32–35.
Аннотация. В статье детально исследуются особенности софиологической концепции Сергия Булгакова в рамках его богословских исканий, дается ее взвешенная оценка с учетом намерений мыслителя и полученных им результатов. The accusations of pantheism and determinism against Bulgakov's sophiology are well known although the complexity and obscurity of his theology has often prevented a sober evaluation of the substance of these accusations. It is hoped that conferences such as ours will go some ways towards preparing the ground for a long-needed critical judgement concerning his theology that avoids the extremes of both enthusiasm and condemnation. What is less well appreciated is that in Bulgakov's own theology he was attempting to overcome what he regarded as problems with pantheism, determinism and rationalism in Solov'ev's own sophiology. Here his antinomism is crucial in understanding his theological project and in this paper we will explore its relevance for sophiology and Trinitarian theology, some of the problems of Bulgakov's thought (which ironically are where he falls into the same errors as Solov'ev) and a possible antinomic response in Bulgakov's theology to these difficulties. Архиепископ Бориспольский Антоний (Паканич). Протоиерей Сергий Булгаков: аспекты мировоззрения
Статья опубликована в: Архиепископ Бориспольский Антоний (Паканич). Протоиерей Сергий Булгаков: аспекты мировоззрения // Вісник КНУ імені Тараса Шевченка. Серія Економіка. – К.: ВПЦ «Київський університет», 2011– Вип.131. – С. 11–13.
Аннотация. В статье раскрываются основные темы философских и богословских исканий протоиерея Сергия Булгакова, которые содержательно сконцентрированы вокруг проблемы взаимоотношения Бога и мира. Общеизвестно, что рубеж конца XIX - начало XX веков ознаменован для большей части русской интеллигенции сложными духовными исканиями. Это было время всеобщего беспокойства и духовного смятения, повышенного интереса к сферам духовности, мистики и одновременно – к социальным и экономическим проблемам. Позже, характеризуя ту эпоху, Н. Бердяев вспоминал: «было возбуждение и напряженность, но не было настоящей радости» [3, с. 39]. В таком историческом, духовном и культурном контексте проходил жизненный путь протоиерея Сергия Булгакова. Его духовная эволюция отразила в себе многие типические черты русской интеллигенции. Перефразируя известное выражение, касающееся Л. Толстого, можно сказать, что С. Н. Булгаков был зеркалом русского религиозного ренессанса. Иеромонах Амвросий (Макар). Православное учение о Творце и творении и софиология о. Сергия БулгаковаСтатья опубликована в: Иеромонах Амвросий (Макар). Православное учение о Творце и творении и софиология о. Сергия Булгакова // Вісник КНУ імені Тараса Шевченка. Серія Економіка. – К.: ВПЦ «Київський університет», 2011– Вип.131. – С. 28-32.
Аннотация. В статье дается сравнительный анализ православного учения о Творце и творении, об отношении Бога и мира и решения этих вопросов в софиологии о. Сергия Булгакова, исследуется ее ограниченность, обусловленная связью с синкретическими религиозно-философскими концепциями гностического характера.
Софиология протоиерея Сергия Булгакова, с одной стороны, является продолжением развития синкретической религиозно-философской концепции, коренящейся в гностическом учении, зародившемся в Александрии во II в. и основанном на концепции Платона «о материи как мертвом хаосе, который существует благодаря отражению, произведенному неким творческим началом»[12]. Идеи о Софии были развиты Якобом Беме (1575-1624) и другими европейские философами-мистиками XVI-XVII вв. Начало русской софилогии связано с именем Владимира Соловьева (1853-1900), у которого София понимается как Душа Мира, мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром. Развитие софиологии в своих трудах продолжил о. Павел Флоренский, для которого София была хоть и тварным существом, но выступала посредником между Богом и миром. Joost van Rossum. Church or Sophia? : The Tragedy of Father Sergius Bulgakov
Статья опубликована в: Joost van Rossum. Church or Sophia? : The Tragedy of Father Sergius Bulgakov // Вісник КНУ імені Тараса Шевченка. Серія Економіка. – К.: ВПЦ «Київський університет», 2011– Вип.131. – С. 35-37.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности софиологии о. Сергия Булгакова как философской системы, противоречащей апофатическому характеру святоотеческого богословия.
In his book Die Tragödie der Philosophie Father Sergius Bulgakov writes: “The history of philosophy is a tragedy. It is the story of the inevitability of the falling down of Icaros, and his incessant new attempts to fly upwards…Flying upwards is in the nature of the philosopher, he feels compelled to fly upwards to the sky. But it is unavoidable that his wings will melt in the rays of the sun, and that he is smashed on the ground. Still, he has contemplated something when he was in the air, and he speaks about it in his philosophy. The true philosopher, like the true poet - which is, in fact, the same thing - , does not ly or deceive. He is always completely honest and sincere. Nevertheless it is his fate to fall down, for he has the desire to create a system…”[8, p. 14]. |