«Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего; и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная...

Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них»

(Рим. 12:1-2; 16:17)

Нижеследующие размышления являются ответом на статью профессора патрологии богословского факультета университета св. Фомы Аквинского (г. Сент Пол, штат Минесота, США), диакона Американской Православной Церкви Павла Гаврилюка «Православный взгляд на наследие св. Фомы Аквинского: попытка освободиться от стереотипов». Название статьи, а также информация об авторе меня искренне обрадовали и вселили надежду на то, что дальнейшее изложение представит собой незаангажированное, компаративно-целостное, глубоко аналитическое исследование томизма в его сопоставлении со святоотеческим православным богословием. Однако этим надеждам не суждено было оправдаться: ключевые тезисы и аргументация позиции диакона Павла лично у меня вызвали большое разочарование вместе с большим количеством критических замечаний и возражений.

Подробнее...

 

 

Публикация: Архимандрит Николай (Иоаннидис). Встреча православного и схоластического богословия в Византии // Христианская мысль. – 2007-2008. – № 4. – С. 24-28.

Говоря о богословских отношениях между Востоком и Западом, необходимо отметить, что до XII века Восток оказывает значительное богословское влияние на западный мир. Труды великих Отцов Востока (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина и др.) переводятся и часто комментируются, как, например, труды Псевдо-­Дионисия Ареопагита – Иоанном Скотом Эриугеной (890). А с XII века (до падения Константинополя) наблюдается обратное движение: влияние Запада на Византию.

Подробнее...

 

Публикация: Протоиерей Николай Озолин. К вопросу об истоках византийского иконоборчества // Христианская мысль. – 2009-2010. – № 5. – С. 33-39. 1

В общем изложении византийского иконоборчества можно встретить самые разнообразные мнения. В суждениях о нем ярко сказывается субъективное отношение авторов к событиям и идеям этой эпохи. «Иконоборчество рассматривается с самых различных точек зрения и в самом различном плане – и как религиозная догма, и как философская система, и как национальная традиция, и как социально-политическая реформа»2. То же самое следует сказать и о частном вопросе происхождения иконоборчества, хотя эта проблема еще мало изучена. Особенно мало изучена догматическая сторона вопроса, где авторы большей частью ограничиваются общими указаниями. Среди более или менее богословских интерпретаций до сих пор занимала самое видное место гипотеза о восточном происхождении иконоборчества. Истоки этой ереси искали в иудействе, в исламе, в павликианстве и других восточных ересях. Толкование иконоборчества как семитской реакции против языческой эллинизации Церкви опроверг впервые прот. Г. Флоровский в своей статье «Origen, Eusebius, and the iconoclastic controversy»3, которую следует признать переворотом в историографии иконоборчества. Цель названной статьи – показать, что корни византийской икономахии VIII  и IX веков нужно искать не в магических представлениях Востока, или в его строгом трансцендентализме, но в эллинизме прицерковном и антицерковном.

Подробнее...

 

«Возлюбленные, препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1Петр. 1:13)

«Не любите мира, ни того что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин. 2:15-17)

В своей статье я попытаюсь ответить на один-единственный вопрос: каким должно быть православное богословие? Именно должно, а не есть, было или может быть. Ибо для нас богословие – это не застывшая совокупность категорий, аксиом, принципов, догматических формул, теологуменов и аргументов, но, прежде всего, – абсолютно императивный призыв к богочеловеческой синергии. Итак, к чему же призывает нас православное богословие?

Подробнее...

 

По иронии судьбы первый богословский оппонент св. Григория Паламы, Варлаам Калабрийский, написал два трактата под названием «Против Фомы Аквинского». Варлааму было поручено представлять византийцев в диалоге с латинянами по проблеме Филиокве, считавшейся главным препятствием на пути объединения Церквей Рима и Константинополя. Он еще до этого обратил внимание на рациональный подход к тайне Бога в богословии Аквината вследствие использования последним силлогизмов или логических умозаключений. При обсуждении проблемы Филиокве Варлаам использовал метод апофатического или отрицательного богословия. Он строил аргументацию следующим образом: Бог непознаваем в своей сущности, следовательно, невозможно сделать определенное утверждение о тайне происхождения Святого Духа. Варлаама вдохновляло «апофатическое богословие» Дионисия Ареопагита. Григорий Палама, который в то время был монахом Святой Горы Афон, был поражен, когда услышал аргументы Варлаама, хотя и для него «великий Дионисий», как он его называл, был основным авторитетом среди отцов.

Я назвал «иронией судьбы» то, что первый оппонент Паламы был в то же время «антитомистом», поскольку позже почти все оппоненты Паламы оказались приверженцами Фомы, писания которого переводились на греческий, начиная со второй половины XIV века. Как возможно, что первый антипаламист был одновременно и антитомистом?

Подробнее...