По иронии судьбы первый богословский оппонент св. Григория Паламы, Варлаам Калабрийский, написал два трактата под названием «Против Фомы Аквинского». Варлааму было поручено представлять византийцев в диалоге с латинянами по проблеме Филиокве, считавшейся главным препятствием на пути объединения Церквей Рима и Константинополя. Он еще до этого обратил внимание на рациональный подход к тайне Бога в богословии Аквината вследствие использования последним силлогизмов или логических умозаключений. При обсуждении проблемы Филиокве Варлаам использовал метод апофатического или отрицательного богословия. Он строил аргументацию следующим образом: Бог непознаваем в своей сущности, следовательно, невозможно сделать определенное утверждение о тайне происхождения Святого Духа. Варлаама вдохновляло «апофатическое богословие» Дионисия Ареопагита. Григорий Палама, который в то время был монахом Святой Горы Афон, был поражен, когда услышал аргументы Варлаама, хотя и для него «великий Дионисий», как он его называл, был основным авторитетом среди отцов.

Я назвал «иронией судьбы» то, что первый оппонент Паламы был в то же время «антитомистом», поскольку позже почти все оппоненты Паламы оказались приверженцами Фомы, писания которого переводились на греческий, начиная со второй половины XIV века. Как возможно, что первый антипаламист был одновременно и антитомистом?

Подробнее...

 

Baturin-sv.NikolajИсторико-краеведческая группа при православных курсах (Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, корп. 55) приглашает в однодневную паломническую поездку в Нежин с посещением Батуринского Николо-Крупицкого женского монастыря. В 1682-1684 гг. настоятелем монастыря был игумен Димитрий (Туптало), будущий святитель Димитрий Ростовский.

Главная святыня обители – чудотворная икона святителя Николая Чудотворца. Десятки чудесных исцелений у чудотворного образа засвидетельствованы в последние годы как в самой обители, так и во время принесения чудотворного образа в другие города – Киев, Чернигов, Москву, Ярославль.

Взнос – 200 грн. (с трапезой в монастыре).

Сбор группы   24 ноября в 8-00 возле храма Воскресения Христова (называемого афганским) (конечная остановка трол. 38, авт. 24).

Запись по тел.(096)860-65-93 – Валентина, (095)672-80-46 – Людмила

 

Pokrov-o.AmvrosijВ рамках V Покровских международных миссионерско-просветительских чтений (23-25 октября 2012 года, г. Киев) состоялось заседание богословско-философской секции «Пространство философии и мир Божий». Традиционно большая часть докладов, представленных на секции, была подготовлена членами Киевского Религиозно-философского общества. Вы имеете возможность ознакомиться с видеозаписями этих выступлений и некоторыми текстами (раздел «Статьи»). Председатель КРФО доктор канонического права архимандрит Амвросий (Макар) выступил с  двумя докладами: «Образование и духовное совершенствование» (на пленарном заседании чтений 23 октября) и «Православное учение о Творце и творении и софиология», прозвучавшем на секции. По приглашению КРФО в секции приняли участие протоиерей Андрей Ткачев («Современное христоборчество и его истоки») и почетныйPokrov-Joost член КРФО, доктор богословия, профессор Парижского Свято-Сергиевского Православного Богословского Института Йоост ван Россум («Св. Григорий Палама и Фома Аквинский: персонализм против ессенциализма» – перевод с английского Р. Г. Кульчинского).  На секции выступили с докладами  и другие члены КРФО: аспирант философского факультета КНУ имени Тараса Шевченко монах Венедикт (Лымар) («Схід – річ вишукана»); кандидаты философских наук А. А. Блуд («Григорий Сковорода: преодоление «мира»); В. А. Демьянов («Слово и понятие»); Н. Г Филиппенко («Нужна ли христианская философия? Ответ отца Василия Зеньковского»); кандидат экономических наук И. В. Назаров («Манифестации богоборчества в контексте современной социокультурной ситуации»), а также В. В. Писарев («Монастырский устав как модель антропологического идеала для стратегий «проживания» православного мирянина»). Кроме того, в заседании секции приняли участие преподаватели КДАиС, кандидаты богословия Т. А. Борозенец («Православное богословие: понятие, структура, смысл») и А. А. Ухтомский («Значение имени в современной жизни человека»), статьи которых неоднократно печатались в журнале КРФО «Христианская мысль».

 

o.Dimitrij-1Вот прошел еще один год со дня кончины иерея Димитрия Познанского. Его семья, духовные дети и друзья соберутся снова, чтобы вместе молитвенно помянуть дорогого отца Димитрия. Соберутся, как раньше, когда он сидел во главе стола, и совместная трапеза и беседа объединяли нас, таких разных и таких близких. Порой мы спорили, порой были единодушны. С каждым годом учились больше дорожить друг другом. Но тяжелая болезнь, принятая со смирением, и христианская кончина отца Димитрия соединили нас иными узами – общим знанием, что «все возможно Богу» (Мр. 10. 27). В этот день перечитайте вместе с нами несколько записей из ЖЖ отца Димитрия, сделанных в последний год его земной жизни, когда многое открывалось ему в своей подлинной ценности. Мы закончили их киноцитатой из фильма «Щит и меч», опубликованной им 20 октября 2010 года. Досмотрите ее до конца, помня о дате.

Подробнее...

 

Blud-Dragomanova19-20 октября 2012 г. член Совета КРФО Александр Александрович Блуд, кандидат философских наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Государственного института подготовки кадров Минпромполитики Украины, принял участие во Всеукраинском семинаре «Традиции изучения Библии: отечественный опыт», который проходил в Украинской Евангельской Семинарии Богословия. Семинар был включен в программу V Международного форума «Пространство гуманитарной коммуникации», состоявшегося в Киеве.

А. А. Блуд выступил с докладом на тему «Слово Божие в жизни и творчестве Григория Сковороды». Ключевые идеи выступления – значение Библии в жизни и творчестве Г. С. Сковороды, методы работы с Библией, воплощение библейского слова в жизни, важность Библии для христианина.