Интервью профессора Парижского Свято-Сергиевского Православного Богословского Института Йооста ван Россума сайту КРФО (часть первая)22-28 октября 2012 почетный член КРФО, доктор богословия, профессор Парижского Свято-Сергиевского Православного Богословского Института Йоост ван Россум, прибывший в Киев по приглашению Киевского Религиозно-философского общества, выступил с докладом «Св. Григорий Палама и Фома Аквинский: персонализм против эссенциализма» на секции «Пространство философии и мир Божий» V Покровских международных миссионерско-просветительских чтений, прочитал лекцию в Киевской Духовной Академии и Семинарии УПЦ и ответил на вопросы студентов. Воспользовавшись случаем, мы попросили профессора Йооста ван Россума, бывшего учеником выдающегося православного богослова протопресвитера Иоанна Мейендорфа и написавшего под его руководством докторскую диссертацию, в которой провел сравнительный анализ богословия св. Григория Паламы и теологии Фомы Аквинского, дать интервью сайту КРФО. Даже те немногие статьи, которые опубликованы на русском языке в журнале «Христианская мысль», позволяют оценить глубину и тонкость его собственных богословских размышлений. Но живой разговор, возможность непосредственно услышать ответы на вопросы, касающиеся и личного пути к православной вере профессора Йооста ван Россума, родившегося в протестантской семье, и воспоминаний о его учителях – о. Александре Шмемане и о. Иоанне Мейендорфе, и сравнения паламизма и томизма, оказались не менее ценными: в них проступает личность нашего собеседника, все то, что является самым важным и первостепенным для него. Об этом Вы сможете прочесть в первой части интервью. Вторая посвящена проблемам, которые актуальны для нас: направленность исследований византийского святоотеческого наследия в Украине, оценка некоторых экуменических проектов и инициатив. Об этих и других вопросах с профессором Йоостом ван Россумом беседовала Ученый секретарь КРФО, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины Наталия Филиппенко. Член Совета КРФО И. В. Назаров принял участие в международной научно-общественной конференции «Древнерусское государство и его значение в исторических судьбах народов России, Беларуси и Украины»22-23 ноября 2012 года в Киеве состоялась международная научно-общественная конференция «Древнерусское государство и его значение в исторических судьбах народов России, Беларуси и Украины», на которой выступил член Совета КРФО, кандидат экономических наук, доцент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко И. В. Назаров. Тема, которую он выбрал для своего доклада – «Русский мир: истоки и перспективы», в последнее время постоянно находится в фокусе внимания украинского политикума, средств массовой информации и научной общественности. Мы все являемся свидетелями, как дискуссии по этому вопросу всякий раз обостряются с приездом в Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которому приписывается авторство идеи русского мира, якобы обосновывающей исконную империалистическую экспансию Москвы, в том числе и в отношении Украины. Однако идея русского мира, отстаиваемая Патриархом Кириллом, фиксирует исторический факт единства трех восточнославянских народов (русского, украинского и белорусского), в основе которого лежит, прежде всего, не национально-культурная, а религиозная идентичность – Православие, укрепленная общим многовековым стоянием за веру перед лицом исторических вызов. Свои аргументы в пользу такого понимания концепции русского мира и представил в докладе И. В. Назаров. Члены Совета КРФО выступили на международной конференции «Парадигмальные сдвиги в экономической теории ХХIст.»Неразрешимые противоречия мировой финансовой системы, внятно заявившие о себе в 2008 году и в последующий период, на наших глазах подрывают базовую неолиберальную установку – миф об эффективных рынках, «которые при переходе к глобальному их формату становятся еще более эффективными» (Рязанов В. Т. Кризис глобализации и его системные последствия // Философия хозяйства. – М., 2012. – № 4 (82). – С. 125). В современной экономической литературе нынешний мировой экономический нередко рассматривается как кризис неолиберальной модели либерализации, поэтому в научных кругах все чаще звучит вопрос о правильности теоретических основ, задававших на протяжении последних двух столетий перспективу экономического развития западного мира, а с недавних пор – и мировой периферии: классической политической экономии и выросшей из нее после «прививки» некоторых положений маржинализма неоклассики. Обсуждению этих вопросов, попыткам нащупать парадигмальную альтернативу т. н. «мейнстриму» современной экономической мысли была посвящена международная конференция «Парадигмальные здвиги в экономической теории ХХI ст.», состоявшаяся 15-16 ноября 2012 года в стенах экономического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. На конференции с докладами, в которых дано христианское осмысление мировоззренческих изъянов либеральной парадигмы социально-экономического развития, выступили члены Совета КРФО кандидаты экономических наук, доценты экономического факультета КНУ имени Тараса Шевченко А. В. Богуславский («Необходимость учета морально-ценностных аспектов хозяйствования в парадигме экономической теории ХХІ в.») и И. В. Назаров («Мировоззренческие основания постулатов «жесткого ядра» классическо-неоклассической парадигмы, их ограниченность и христианская альтернатива»). Архимандрит Амвросий (Макар). «В храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает»Чудесным и святым было Рождество Пресвятой Богородицы, таким же неизреченным стало и Введение Пречистой Девы Марии в Иерусалимский храм как исполнение обетований, данных Ее праведными родителями Иоакимом и Анной. Они дали обещание Господу, если родится от них бесплодных и уже престарелых дитя, они посвятят его Богу, отдадут его на служение в храм. Именно об этом повествует уже первая стихира Праздника Введения: «От Господа приимше обещания плод, Иоаким и Анна Божию Матерь, благоприятну жертву, в храм введоша днесь». Как смиренно они просили у Господа рождения от них дитяти, также кротко они исполнили данный Богу обет, отвели свою дочь, Пресвятую Марию в храм Господень. Их жизнь принадлежала Богу, поэтому праведные Иоаким и Анна спокойно и терпеливо перенесли испытания и искушения бесчадства, и с глубоким сердечным вдохновением и благодарением Господу отвели Деву Марию в храм. Они с радостью отдавали свою дочь на служение в храм, ибо это в их жизни стало самым великим событием, их дочь будет всегда с Богом, будет жить для вечной жизни, будет воспитываться в Законе Господнем, возрастать и крепнуть духовно, послужит Богу и Его народу. Почетный член КРФО, профессор Парижского Свято-Сергиевского Православного Богословского Института Йоост ван Россум ответил на вопросы студентов КДАиС о секуляризации, неопатристическом синтезе и софиологии25 октября 2012 года почетный член КРФО, профессор Парижского Свято-Сергиевского Православного Богословского Института Йоост ван Россум, прибывший в Киев по приглашению Киевского Религиозно-философского общества, выступил перед студентами Киевской Духовной Академии и Семинарии с докладом «Святой Григорий Палама и Фома Аквинский: персонализм против эссенциализма», прозвучавшем на V Покровских международных миссионерско-просветительских чтениях. Приветствуя собравшихся, профессор ван Россум отметил историческую связь, которая существует между Свято-Сергиевским Институтом и Киевом благодаря известному религиозному мыслителю – отцу Василию Зеньковскому. До большевистской революции 1917 года и последовавших за ней гонений он был профессором Университета св. Владимира и Председателем Киевского Религиозно-философского общества (1908-1919) в последние годы его существования, а в период эмиграции – профессором, а затем деканом Свято-Сергиевского Института в Париже. Доклад профессора Йооста ван Россума, написавшего под руководством известного православного богослова протопресвитера Иоанна Мейендорфа докторскую диссертацию, посвященную сравнительному анализу богословия св. Григория Паламы и Фомы Аквинского, вызвал большой интерес у студентов и, надеемся, будет способствовать, как минимум, формированию православной оценки исследований по этой тематике, которые ведутся в Украине при поддержке католического Института им. Фомы Аквинского. Неординарность личности самого профессора ван Россума, который, будучи сыном протестантского пастора из Голландии, закончив теологический факультет известнейшего в Европе Лейденского университета, принял Православие, а затем учился в Свято-Владимирской семинарии под руководством таких выдающихся православных богословов, как о. Александр Шмеман и о. Иоанн Мейендорф, способствовала тому, что вопросы, задаваемые студентами, касались самых разнообразных тем, актуальных и для будущих пастырей, и для будущих богословов. |