Статьи
В этом разделе представлены статьи членов КРФО по богословию и религиозной философии, опубликованные в различных изданиях
Т. А. Борозенець. Сучасна цивілізація в оцінці протестантської теологіїСучасною реальністю є факт, що сукупність цінностей, колись даних суспільству християнством, позбавляється свого цивілізаційно-творчого значення. Під впливом секуляризації невпинно девальвується та руйнується християнський світогляд та спосіб життя. Християнство не надихає вже сучасну культуру, економіку, політику, переважно обмежившись приватною сферою життя людини. Це змушує християнську церкву модернізувати своє традиційне вчення та способи практичної діяльності по відношенню до всього комплексу суспільно-актуальних проблем. Проте, при всіх антирелігійних тенденціях християнство і релігія загалом нині займають велике місце в житті сучасного суспільства і України зокрема, про що переконливо свідчать останні соціологічні данні. Таке становище є сприятливою передумовою для активної антисекуляризаційної діяльності, яку сьогодні розгорнули представники релігійного світогляду.
Стрімкий розвиток людської цивілізації суттєво ускладнює в останні часи завдання релігії. Багатоманітність та складність суспільної практики нашого часу, специфіка сучасної фізичної та розумової праці роблять життя людини все більш складним для теїстичних тлумачень. Сучасний розлад між вірою та практикою, породжуючи масовий відхід від віри, загрожує релігії ще більшим загостренням її кризи. Конфронтація релігії та секуляризації багато в чому спричинена саме науково-технічним прогресом. Це двосторонній процес, який складається з впливу на релігію науково-технічної діяльності людини та зі спроб релігії впливати на науку та практику. Боротьба між релігією та сучасною секулярною цивілізацією розгортається перш за все в таких сферах, як сфера суспільної практики та теорії, сфера проблем людської особистості, сфера наукового пізнання. Хоружий С. С. Рождение русского философского гуманизма: спор славянофилов и западниковПубликация: Хоружий С. С. Рождение русского философского гуманизма: спор славянофилов и западников // Христианская мысль. – 2009-2010. – № 5. – С. 74-94.
I. Введение. Структуры русского сознания и русской истории Наша речь пойдет о философском процессе в России на стадиях его зарождения и формирования. На этих стадиях он еще не конституировался, не выделился отчетливо из общего процесса духовного и культурного развития страны, и потому мы должны начать с характеристики этого более широкого процесса. Как известно, здесь сразу встает вопрос об отношениях двух слагаемых, двух видов содержания данного процесса – аутентичных русско-византийских элементов и элементов, имеющих западноевропейское происхождение. Чаще всего этот вопрос обсуждался в жанрах эссеистики, публицистики, полемики, решался же с идеологических, политических, партийных позиций. Чтобы уйти с этого поверхностного уровня, мы будем использовать общие концепты структурного анализа русского самосознания, духовной и культурной традиций в России в рамках синергийной антропологии.1 Демьянов В. А. Две свободыОтношение к философскому творчеству Николая Александровича Бердяева (1874 – 1948) у публики, так или иначе причастной к философии, содержит крайние, можно даже сказать, полярные оценки – от совершенного неприятия и до полной восторженности. «Белибердяев! Белибердяевщина! Диффузия понятий!» – это раздается из лагеря академического ригоризма, университетской философии. Покойный о. Александр Мень был совершенно иного мнения: «Это мыслитель XXI века, случайно забредший в наш. Правда, он очень изолирован от всех. Это портит дело. Но такая изоляция – беда, связанная с его “преждевременностью”. Многие западные открывают сейчас то, что он давно открыл». Следует только признать, что считать философию Бердяева ортодоксально-христианской было бы весьма опрометчиво. Таким образом, критическое отношение к нему вполне оправданно с обеих сторон. Весь вопрос в характере критики.
Иерей Георгий Аронец. Влияние Халкидонского догмата на экклезиологический и сотериологический вопросы в православном богословииПубликация: Иерей Георгий Аронец. Влияние Халкидонского догмата на экклезиологический и сотериологический вопросы в православном богословии // Христианская мысль. – 2009-2010. – № 5. – С. 55-58.
Христологический догмат – основа Православной церкви. Его влияние ощущается во всех областях Православного учения. Постараемся показать на примерах, как можно пользоваться критерием Халкидонского догмата, но, прежде всего, надо уточнить, какой смысл вкладывается в понятие «критерий» и что имеется в виду, когда называем этот критерий Халкидонским. Под словом «Халкидонский» разумеется вся та целостная христология, которая была развита древними Соборами. Ее основное выражение – определение, сделанное в 451 г. Проникая в смысл учения о Боговоплощении, необходимо учитывать как предшествующий богословский поиск, так и последующие уточнения и истолкования. Халкидонский критерий представляет собой добротное мерило святых отцов, с помощью которого можно определить степень надежности богословского поиска. В данной работе мы рассматриваем лишь две области, в которых раскрывается плодотворность Халкидонского критерия: экклезиологию и сотериологию. «Христос вочеловечился, дабы человек обожился. Это дело Его благодати спасения, Его Богочеловеческого домостроительства спасения. Обоженный, обогочеловеченный человек, человек, который в Богочеловеческом теле Церкви через святые таинства и святые добродетели исполнился исполнением Исполняющего всяческого во всех (Еф. 1:23), – это и есть христианин» [8, с. 93]. Ухтомский А. А. Наследие русской академическрй библеистики начала ХХ века и ее значение для современностиПубликация: Ухтомский А. А. Наследие русской академическрй библеистики начала ХХ века и ее значение для современности // Христианская мысль. – 2009-2010. – № 5. – С. 68-73.
Развитие русской православной библеистики всегда шло в свете учения Священного Предания. Русская православная богословская наука критически относилась к тем научным изысканиям, которые противоречили или искажали истинное христианское учение, переданное Христом. Так, например, многие труды русской богословской науки были написаны в ответ на еретические сочинения западного христианства. Среди них – «Толковая Палея», «Книга Кааф» (сборник толкований на избранные места из библейских книг), созданные не позднее XIII века в Юго-Западной Руси. А также «Речи философа», «Слово о Законе и благодати», «О вере христианской и латинской», «Грамота о Новгородских еретиках», «Прения с греками о вере», «Послание на жиды и еретики» и другие. Некоторые труды (в частности, «Православно-догматическое богословие» митрополита Макария (Булгакова)) написаны в стиле скрытой полемики между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. |