Статьи
В этом разделе представлены статьи членов КРФО по богословию и религиозной философии, опубликованные в различных изданиях
Йоост ван Россум. Церковь и секуляризм: возвращаясь к богословским размышлениям о. Александра ШмеманаОпубликовано: Йоост ван Россум. Церковь и секуляризм: возвращаясь к богословским размышлениям о. Александра Шмемана // Христианская мысль. – 2009-2010. – №5. – С. 43-46. Посвящается памяти протопресвитера Александра Шмемана (1921-1983) В шестидесятых годах ХХ века о. Александр Шмеман написал книгу «За жизнь мира», которая вскоре попала в разряд «классики» современной православной богословской литературы.1 В книгу вошли лекции, прочитанные во время студенческой конференции в Америке, носившей экуменический характер. Лекции были посвящены теме церковных таинств. Тем не менее, трудно назвать эту небольшую книгу всего лишь толкованием таинств в православной традиции. Цель работы, как ее объяснил сам о. Александр в предисловии, – обрисовать отношение к миру с православной точки зрения. Книга была написана на английском и переведена впоследствии на несколько языков, в том числе и на русский. Она состоит из циклов лекций, прочитанных в Америке студентам-христианам, не только православным. Возможно, впервые в ХХ веке православный богослов предпринял серьезный анализ духовных проблем христианства на Западе и указал, как православная традиция может на них ответить. Назаров И. В. Мировоззренческие основания постулатов «жесткого ядра» классическо-неоклассической парадигмы, их ограниченность и христианская альтернативаОпубликовано: Назаров И. В. Мировоззренческие основания постулатов «жесткого ядра» классическо-неоклассической парадигмы, их ограниченность и христианская альтернатива // Парадигмальні зрушення в економічній теорії ХХІ ст.: Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції. – К.: Київський національний університет імені Тараса Шевченка, 2012. – С. 128-132. 1. Утверждения экономической теории, как и любой другой отрасли научного знания, всегда являются дедуктивными умозаключениями из ограниченного круга априорных постулатов, не подлежащих обоснованию в рамках самой науки. Поскольку экономическая теория изучает принципы организации хозяйственной жизни человеческих сообществ, постулаты, из которых она исходит (даже если экономтеоретики и не отдают себе в этом отчета) являются найденными за пределами экономической науки и принятыми ими на веру ответами на вопросы: «что есть человек?», «каким он должен быть?», «как должно быть устроено общество?» и т. п. Эта неизбывная «завязанность» науки о хозяйстве на те или иные антропологические и социальные идеалы, всегда формирующиеся в более широком, чем хозяйственная сфера, мировоззренческом контексте, усиливает актуальность тщательного изучения последнего, особенно в кризисные моменты, когда становится ясно, что принятая однажды парадигма экономических исследований перестает объяснять действительность. Богуславський О. В. Необхідність врахування морально-ціннісних аспектів господарювання в парадигмі економічної теорії ХХІ ст.Опубліковано: Богуславський О. В. Необхідність врахування морально-ціннісних аспектів господарювання в парадигмі економічної теорії ХХІ ст. // Парадигмальні зрушення в економічній теорії ХХІ ст.: Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції. – К.: Київський національний університет імені Тараса Шевченка, 2012. – С. 157-160. Сучасна економічна теорія характеризується великою кількістю наукових напрямків, плюралізмом думок, секуляризацією цінностей та постійним пошуком нових наукових орієнтирів. Методологічна криза в багатьох суспільних науках з кінця ХІХ ст. спонукає до подальших досліджень можливих шляхів розвитку економічної теорії, чим і обумовлюється актуальність даної теми. Фундаментальні складові майбутньої суспільно-економічної парадигми вивчали багато всесвітньовідомих вчених: Д.Белл, Ф.Фукуяма, А.Тоффлер, М.Кастельс, російські економісти В.Л.Іноземцев, В.В.Радаєв, українські дослідники – А.А.Чухно, В.М.Геєць, В.Д.Базилевич, В.В Ільїн, та ін. Ними окреслено найважливіші аспекти нової суспільно-економічної парадигми економічної теорії та майбутнього господарського розвитку. В той же час у обрисах майбутньої наукової парадигми залишається не повністю розкритою необхідність вивчення особливостей впливу морально-етичних норм на поведінку господарюючих суб’єктів і напрямки розвитку суспільства. Борозенец Т. А. Фундаментальные императивы православного богословия«Возлюбленные, препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1Петр. 1:13) «Не любите мира, ни того что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин. 2:15-17) В своей статье я попытаюсь ответить на один-единственный вопрос: каким должно быть православное богословие? Именно должно, а не есть, было или может быть. Ибо для нас богословие – это не застывшая совокупность категорий, аксиом, принципов, догматических формул, теологуменов и аргументов, но, прежде всего, – абсолютно императивный призыв к богочеловеческой синергии. Итак, к чему же призывает нас православное богословие? Блуд А. А. Слово Божие в жизни и творчестве Г.СковородыВ начале статьи хочу сказать, что меня интересует «умное делание», исихазм и потому я попытался рассмотреть творчество и жизнь Г.Сковороды в контексте «умного делания» на основе работы с Библией, Священным Писанием. В.Эрн в своей книге «Г.С.Сковорода. Жизнь и учение» пишет, что Сковорода был противоречивой личностью. Его учение выражают не только его произведения, но и его жизнь, которая воплощала его учение. Человек он был страстный и постоянно боролся со своим хаосом в душе [1]. Священное Писание, Библия и была для него, если можно так сказать, средством для преодоления своей грешной природы. Работая над Библией, он с Божьей помощью боролся с греховностью, со своей мятущейся, хаотической натурой. Библию Г.Сковорода начал серьезно изучать с 30 лет, думаю это связано с его убеганием от «мира», а побег этот не обязательно внешний, когда он после Харьковской школы посвятил себя странничеству, но это прежде всего побег внутренний, отстранение от зацепляющей власти мира, от его страстей. Библия давала Г.Сковороде возможность устранения от неподлинного, суетного общения с миром и возвращения к уединенному общению с Богом, пребыванию в общении с Его Словом. Чтение текстов Г.Сковороды вызывают трудность, они насыщены символизмом (и не только библейским) и платонизмом. Тут невольно приходиться осуществлять своеобразную феноменологическую редукцию, чтобы отсечь лишнее и прорваться к самому нерву его работы с библейским текстом, к его умному деланию. |