Статьи
В этом разделе представлены статьи членов КРФО по богословию и религиозной философии, опубликованные в различных изданиях
Протоирей Николай Озолин. Размышления о. Александра Шмемана об исповеди и причащении Святых ТайнПубликация: http://www.rp-net.ru/book/discussion/novgorod/ozolin.php Другие публикации протоиерея Николая Озолина см. в: журнал "Христианская мысль" № 4 (2007-2008), № 5 (2009-2010). Яркая личность о.Александра Шмемана для знавших его и трудившихся при нем на ниве церковной отличалась — помимо широкого диапазона литературных и общекультурных интересов[1] — на редкость удачным сочетанием смело мыслящего богослова и церковно-общественного деятеля высокого полета. Помню я академические службы двух корифеев в Крествуде в семидесятые годы: «То были особые торжества. Да, именно торжества, и торжественность этим службам придавали два друга: отец Александр и отец Иоанн Мейендорф — оба сияли, каждый по-своему… Радостный отец Александр казался самим олицетворением торжественности, но он служил не только торжественно, он служил торжествующе победоносно «Евхаристию — Таинство Царства». Рядом с блеском отца Александра любой «сослужащий» всегда казался бледным, незначительным, но не отец Иоанн. У отца Иоанна было свое, и это свое позволило ему в течение 24 лет стоять рядом и не оказаться второй скрипкой… На этих службах веяло от них чем-то святоотеческим, «каппадокийским». А смотрелись они как столпы предания и уж никак не реформаторы… У обоих был пафос апостольства, они себя чувствовали на самом деле миссионерами. Про себя все молитвы наизусть читали по-славянски, а возгласы — совершенно естественно по-английски. В академическом храме оба по очереди проповедовали, всегда на английском – один пламенно, другой собранно, но без малейшего диссонанса, всегда в гармонии».[2] В этих службах о.Александр черпал силы и внутреннюю свободу для решения тех пастырских, литургических, и — last but not least — экклезиологических вопросов, которые он поднимал бесстрашно, силою «дара различения духов», дарованного ему Господом и, увы, так часто не понятого множеством «новаторов», «консерваторов», «церковного-политиканов» и прочих «конъюктурщиков» всех мастей, так охотно, но далеко не всегда обоснованно на него ссылавшихся… Архимандрит Иов (Геча). Русская литургическая школа: история, наследие, перспективыПубликация: Архимандрит Иов (Геча). Русская литургическая школа: история, наследие, перспективы // Христианская мысль. – № 5 (2009–2010). – С. 19-27. Другие публикации архимандрита Иова (Гечи) см. в: журнал "Христианская мысль" № 3 (2006), № 4 (2007-2008); раздел "Статьи. Богословие". «Канонический строй, богословское самосознание, богослужебный чин и устав, быт и подвиг и многое другое в жизни Церкви оказывается величиной исторической, переменной, растущей и живой, слагающейся во времени. От изменчивости в прошлом естественно заключить и к изменяемости в настоящем».1 Эта мысль великого русского богослова XX столетия отца Георгия Флоровского превосходно характеризует тот дух, в условиях которого возникла русская литургическая школа второй половины XIX столетия. Цель предлагаемого исследования заключается в том, чтобы изложить ее историю, определить наследие и очертить нынешние перспективы. Столяр М. Б. Образ жизненной перспективы как основание культуры
«Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: "кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" и не за морем она, чтобы можно было говорить: "кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?"; но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его». (Второзаконие 30: 11-14) Терминами "прямая" и "обратная" перспектива мы пользуемся, когда раскрываем определенные аспекты отличия иконы от картины. Понятием жизненная перспектива обозначается направленность человеческой жизни в ее глубинных, смысложизненных определениях. В данной статье мы попытаемся показать связь этих понятий. Термин "прямая" и "обратная" перспектива будет использоваться нами не только как искусствоведческий, но и как культурологическое понятие, раскрывающее одно из существеннейших проявлений культуры в ее многообразных формах. Явление прямой ли, обратной перспективы, с нашей точки зрения, имеет глубокие корни, лежащие за пределами искусства, а в самом искусстве это явление не ограничивается живописью. Конкретный тип перспективы есть проявление целостного мироотношения человека, имеющее глубинные духовные основания. Архимандрит Иов (Геча). «Се Жених грядет в полунощи». Эсхатологический характер богослужений первых трех дней Страстной седмицыДоклад на богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, г/к «Даниловский» 14-17 ноября 2005 г.) Публикация: http://theolcom.ru/ru/text.php?SECTION_ID=26 Тематика служб Страстной седмицы не состоит только из анамнезиса событий Страстей. Первые три дня и особенно службы Великого понедельника и Великого вторника наполнены также эсхатологическим смыслом. С одной стороны, это понятно, потому что притчи о Царстве, повлиявшие на гимнографию этих святых дней, были произнесены Христом непосредственно перед Страстями. Они дали возможность понять тем, кто этого желал, что Христос не является политическим Мессией: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36), – сказал Он Пилату. Царство Христа есть Царство Небесное, требующее глубокого внутреннего изменения: чтобы войти в Него, недостаточно ссылаться на Закон и формально его исполнять. Тем не менее, можно задать вопрос: какая может быть связь между эсхатологией и основополагающей темой служб Страстной седмицы – таинством спасения? Касаются ли притчи, читаемые за богослужением этих трех дней, уже свершившегося в страданиях Христа перехода от Ветхого Израиля к Новому Израилю, т.е. от синагоги к Церкви, или они возвещают событие будущего, к которому все мы готовимся? Назаров И. В. Содержание и границы понятия хозяйства у С. Н. Булгакова в свете православного вероучения (по работам “Философия хозяйства” и “Свет Невечерний”)Публикация: Назаров И. В. Содержание и границы понятия хозяйства у С. Н. Булгакова в свете православного вероучения (по работам “Философия хозяйства” и “Свет Невечерний”) // Totallogy–XXI (восьмий випуск). – Постнекласичні дослідження. – К., 2002. – С. 245–262. Уникальное значение работы С.Н.Булгакова “Философия хозяйства” для политической экономии обусловлено тем, что в ней была предпринята попытка радикального пересмотра мировоззренческих и методологических основ этой науки, которую выдающийся русский мыслитель не без основания относил “к наукам, не помнящим своего духовного родства” [1; с.343]. Исходные философские посылки политэкономических концепций, метко названные С.Н.Булгаковым наивными “догматами экономизма” как правило не становятся предметом саморефлексии экономической теории. В статье “Народное хозяйство и религиозная личность” С.Н.Булгаков безошибочно распознает их как производные от философии просветительства ХVІІІ века, то есть как нехристианские: “У ее* колыбели стоят с одной стороны представители естественно-правовых учений с их верой в неповрежденность человеческой природы и предустановленную естественную гармонию, а с другой - проповедники утилитаризма - И.Бентам и его ученики, исходящие из представления об обществе как о совокупности разрозненных атомов, взаимно отталкивающихся представителей различных интересов”. [1; с.343]. |