В этом разделе представлены статьи членов КРФО по богословию и религиозной философии, опубликованные в различных изданиях

Вопрос о мирянах, их месте, значении и служении в Церкви был одним из самых важных в экклезиологических исследованиях профессора канонического права Свято-Сергиевского Института протопресвитера Николая Афанасьева. Но для того, чтобы понять, почему для профессора проблема мирян в Церкви была такой важной и значительной, нам необходимо сделать краткий экскурс в историю этого вопроса. Дело все в том, что понятие существа христианина, а уж тем более мирянина, в последние столетия так деформировалось, что стало действительно проблемой номер один.

Подробнее...

 

Доклад на ІV Покровских международных миссионерско-просветительских чтениях «Тысячелетние традиции просвещения под покровом Премудрости Божией» (Киев, 25-27 октября, 2011 г.)

Публикация: http://www.bogoslov.ru/text/2291906.html

Мы все видим, что современный секулярный мир вторгается в душу. Человек отчуждается от себя, чувствует, что с ним происходит что-то не то. Эта ситуация делает человека беззащитным перед нападениями «мира». «Мир» постоянно атакует, и чтобы не потерять себя, свою душу, необходима защита, необходимо противодействие. Метод умного делания, хранения сердца как никогда сейчас актуален и необходим. Актуально сейчас наследие святых отцов исихастов, и их опыт в борьбе с богопротивными силами может оказаться бесценным пособием в сохранении христианского образа жизни в современном обмирщенном секулярном  мире.

Подробнее...

 

Статья является значимой вехой в осмыслении имяславия, его религиозных истоков и влияния на развитие русской религиозной философии начала ХХ века.

Публикация: Хоружий С. С. Имяславие и культура Серебряного Века: феномен Московской школы христианского неоплатонизма // Хоружий С. С. Опыты из русской духовной традиции. – М., 2005. – С. 287–308.

В философском исследовании творчества о. Сергия Булгакова остается еще немало принципиальных проблем. Если обычный общий обзор философии и богословия о. Сергия был давно уж проделан учеными первой эмиграции — в капитальном труде Льва Зандера, классических курсах Лосского и Зеньковского — то современный взгляд на учение Булгакова, который включал бы это учение в цельный историко-философский контекст, охватывающий весь путь русской мысли до наших дней, едва ли вообще начал формироваться. В указанных трудах историко-философский контекст булгаковской мысли не выходил за пределы Серебряного Века и весь, по существу, сводился к тому, что эта мысль входит составной частью в русло метафизики всеединства, основанное Вл. Соловьевым; а метафизика всеединства, в свою очередь, составляет существенное ядро Религиозно-философского возрождения, что развернулось в предреволюционной России и затем завершилось в эмиграции. Однако сегодня эту схему необходимо признать недостаточной и устаревшей.

Подробнее...

 

Статья написана на основании докладов на Международной конференции «Георгий Флоровский и возрождение православного богословия в ХХ в.» (27–28 ноября 2009 г., Париж): «Lhistoire de la philosophie religieuse russe daprès Georges Florovsky et Basile Zenkovsky : lexemple de La Science de lHomme de V. Nesmelov» и одноименного доклада на III Покровских международных миссионерско-просветительских чтениях (26-28 октяюря 2010 г., Киев).

Статья опубликована в: Филиппенко Н. Г. «Новое богословие» или христианская философия: из истории интерпретации религиозно-философской мысли начала ХХ века Георгием Флоровским и Василием Зеньковским // Стратегія духовного розвитку України: єдність духу в союзі миру. Збірка матеріалів третіх Покровських міжнародних місіонерсько-просвітницьких читань. – Полтава, 2010. – С. 306-312.

Наличие двух столь разных концепций истории русской религиозной философии – «Путей русского богословия» о. Георгия Флоровского и «Истории русской философии» о. Василия Зеньковского – неизбежно ставит и исследователя, и читателя либо в ситуацию выбора, либо в ситуацию поиска иного ответа. То, что эти две работы опубликованы с разницей в десять лет, не снимает ощущения, что мы участвуем в дискуссии, происходящей «здесь» и «сейчас».

Подробнее...

 

Стаття надрукована в: Назаров І. В. Людина і господарство: проблеми онтології господарства в інтерпретації С. М. Булгакова // С. Булгаков. Розмисли. Творча спадщина у контексті ХХІ століття / За ред. В. Д. Базилевича. – К.: Знання, 2006. – С. 32–48.

У статті аналізується спроба С.М.Булгакова вийти за межі методологічних засад класичної політичної економії, створивши метафізику господарства і його онтологію на основі теоцентричної картини світу.

Актуальність подальшої розробки започаткованої С. М. Булгаковим філософії господарства випливає з тих проблем і протиріч політичної економії, що були окреслені вченим ще на початку минулого століття і так і не знайшли свого задовільного вирішення. Незавершеність економічного знан­ня, що потребує створення метафізики господарства, зводиться на дум­ку Булгакова до двох корінних його вад: обмеженості світоглядно-методологічних засад економічної теорії і впертого небажання вчених-економістів піддати критичній рефлексії матеріалістичну, по суті, аксіоматичну базу своїх концепцій.

Подробнее...