Статьи
В этом разделе представлены статьи членов КРФО по богословию и религиозной философии, опубликованные в различных изданиях
Сушенцова М.С. Христианский и гуманистический подходы к образу хозяйствующего субъекта в работах С.Булгакова и Э.ФроммаСтатья опубликована в: Сушенцова М. С. Христианский и гуманистический подходы к образу хозяйствующего субъекта в работах С. Булгакова и Э. Фромма // Вісник КНУ імені Тараса Шевченка. Серія Економіка. – К.: ВПЦ «Київський університет», 2011– Вип.131. – С. 49–52. В данной статье, на основе работ С. Булгакова и Э. Фромма, проводится критический анализ сложившейся в экономической науке модели homo economicus на уровне методологии и онтологии. Рассматриваются альтернативные подходы к человеку на основе ценностных систем гуманизма и христианства, их философские истоки, трактовка категорий хозяйства и труда. В современном гуманитарном познании проблема человека как таковая привлекает всё больший интерес исследователей из самых разных областей. Между тем, в спектре проблем собственно экономической науки образ хозяйствующего субъекта фактически отсутствует. С одной стороны, это связано с тем, что на уровне методологии развитие экономической науки в позитивном русле сопровождалось исключением нормативных элементов из анализа. В частности, статистика присуждения нобелевских премий по экономике свидетельствует о том, что при исследовании модели человека разработке подлежат именно средства достижения заданного результата, обозначенного в целом как обогащение (будь то стоимостной или потребительный эквивалент), тогда как процесс формирования самих целей под влиянием определённого мировоззрения остаётся за рамками «чистого» анализа. С другой стороны, онтологическое «ядро» формализованной модели homo economicus, содержащее ряд «естественных» и аксиоматически закреплённых черт, со временем становилось лишь «твёрже», несмотря на то, что по своему происхождению оно носит исторический и далеко не универсальный характер. Блуд А. А. Воцерковление философииОпубликовано: http://www.bogoslov.ru/text/1410886.html
Прежде всего, следует очертить те актуальные проблемы, которые касаются философии и богословия в их взаимоотношении, а также осветить проблему самоопределения философии в настоящее время. Сразу же предчувствую возражение – а нуждается ли философия в воцерковлении? Не обладает ли философия в себе самодостаточной истиной, которая не нуждается в каком либо религиозном соотнесении? Богословие само по себе, как имеющее четко очерченную область исследования – бытие Бога, Божественную реальность, философия – сама по себе – занимающуюся чистой истиной. В таком возражении заявляют о себе предрассудки секулярного сознания, которое боится всяческих вторжений религии в область «научного» знания. Насилу в течении многовековой борьбы за «духовную» свободу мысль отделилась от Церкви, а тут, дескать, опять возвращаться в зависимость, думать не так, как хочется, а в соответствии с церковными канонами. Сапачук Ю. Н. Господарство як онтологічна підвалина економіки в творчості С. БулгаковаПублікація: Сапачук Ю. Н. Господарство як онтологічна підвалина економіки в творчості С. Булгакова // Вісник КНУ імені Тараса Шевченка. Серія Економіка. – К.: КНУ імені Тараса Шевченка, 2011– № 131. – С. 46–49. В статье дан критический анализ узко-экономического взгляда на процесс хозяйствования и постулатов экономизма, а также раскрывается методология исследования хозяйственной жизни человека в контексте аутентичной христианской традиции.
Аналізуючи економіку як таку, слід зазначити, що її неможливо зрозуміти, виходячи тільки з неї самої, так би мовити, поглядом із середини. Саме той чи інший філософський аспект створює, власне, чіткий світоглядний та методологічний контекст, в якому відбувається аналіз економічної діяльності людини та суспільства. Засновник економічної науки, Адам Сміт, відомий не тільки своєю найвідомішою працею в царині економічної думки [9], але спочатку як автор іншого твору – «Теорія моральних почуттів» [10], котра присвячена відносинам між людьми та пошукам моральних ідеалів. Інший представник класичної політичної економії Ж.Б. Сей змушений був оселитись у Швейцарії, втікаючи з іще католицької Франції кінця XVIII ст.., через свою відданість протестантському віровченню [7, с. 270]. Карл Маркс, гостро критикуючи класичну політичну економію XIX ст.. та звинувачуючи її в т.зв. “вульгарності”, тобто класовій упередженості, формував свої погляди виходячи з чітких філософських позицій – діалектичного матеріалізму, що становив невід’ємну складову запропонованої ним концепції економічного детермінізму. Представник історичної школи М. Вебер взагалі прямо пов’язував культурний, світоглядно-релігійний зміст епохи із вектором соціально-економічного розвитку. Вузький структурно-кількісний, утилітарний підхід притаманний сучасному економіксу сформувався лишень на початку XX ст.. в процесі історичного розвитку наукового дискурсу економічної науки і є, на жаль, закономірним наслідком антропоцентричних та філософських поглядів епохи Нового Часу. Сомин Н.В. О «философии хозяйства» БулгаковаСтатья опубликована в: Сомин Н.В. О «философии хозяйства» Булгакова // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. – М., 2009. – № 5 (65) – С. 67–71. I. В названии заметки вполне сознательно «философия хозяйства» написана со строчной буквы, ибо речь пойдет не столько о докторской диссертации Сергея Николаевича Булгакова /1/ (изданной к защите отдельной книгой), сколько о некой парадигме «философии хозяйства», которую развивают некоторые наши экономисты. Хотя, безусловно, начало этой парадигме дала именно книга «Философия хозяйства», и потому Булгакова следует считать зачинателем этого направления в осмыслении хозяйственной деятельности человечества. Суть парадигмы усматривается прежде всего в том, что книга эта названа «Философия ХОЗЯЙСТВА», а не «Философия экономики». Тем самым, по утверждению адептов этой парадигмы, Булгаков этим одним словом сделал огромный шаг вперед, вырвавшись за узкие рамки позитивной экономики на просторы осмысления роли хозяйства в замысле Божием о мире и человеке. Попробуем разобраться, что в действительности приобрел и что потерял Булгаков своим словоупотреблением. Архиепископ Бориспольский Антоний (Паканич). Протоиерей Сергий Булгаков: аспекты мировоззрения
Статья опубликована в: Архиепископ Бориспольский Антоний (Паканич). Протоиерей Сергий Булгаков: аспекты мировоззрения // Вісник КНУ імені Тараса Шевченка. Серія Економіка. – К.: ВПЦ «Київський університет», 2011– Вип.131. – С. 11–13.
Аннотация. В статье раскрываются основные темы философских и богословских исканий протоиерея Сергия Булгакова, которые содержательно сконцентрированы вокруг проблемы взаимоотношения Бога и мира. Общеизвестно, что рубеж конца XIX - начало XX веков ознаменован для большей части русской интеллигенции сложными духовными исканиями. Это было время всеобщего беспокойства и духовного смятения, повышенного интереса к сферам духовности, мистики и одновременно – к социальным и экономическим проблемам. Позже, характеризуя ту эпоху, Н. Бердяев вспоминал: «было возбуждение и напряженность, но не было настоящей радости» [3, с. 39]. В таком историческом, духовном и культурном контексте проходил жизненный путь протоиерея Сергия Булгакова. Его духовная эволюция отразила в себе многие типические черты русской интеллигенции. Перефразируя известное выражение, касающееся Л. Толстого, можно сказать, что С. Н. Булгаков был зеркалом русского религиозного ренессанса. |