В этом разделе представлены статьи членов КРФО по богословию и религиозной философии, опубликованные в различных изданиях

Доклад, прочитанный на Православном отделении богословского факультета Белостокского университета (Польша) в мае 2008 года

Опубликовано: http://www.kiev-orthodox.org/site/theology/1828/

Нас просят остановить свое внимание на теме православного богословия в современном мире. Это задача не из легких, и мы нисколько не претендуем даже на возможность достижения поставленной цели. Тем не менее, учитывая особенности различных тенденций свежих богословских изданий современного православного мира, которым необходимо следовать, позвольте поделиться с вами некоторыми размышлениями по этому поводу.

Необходимо сразу же сказать, что православное богословие, как правило, предпочитает отвечать на вопросы и проблемы своей эпохи более охотно, чем преподавать и распространять свою подлинно сущностную доктрину. Вот, наконец, почему, отвечая на вопросы, которые нам были поставлены, нужно смотреть вокруг себя, размышляя, каким образом Православная Церковь своим богословием отвечает вызовам современного общества.

Исходя из этого, мы думаем, что было бы правильным задержаться на трех особенно актуальных областях в современной богословской мысли Православной Церкви: экклезиологии, антропологии и эсхатологии.

Подробнее...

 

Опубликовано: http://www.bogoslov.ru/text/1352996.html

Статья посвящена «умному деланию» не только как теоретической проблеме, а и как непосредственной практике, которой нужно не просто заниматься время от времени, а пребывать в ней постоянно. Не зря апостол Павел призывает непрестанно молиться [1] и быть внимательным [2]. Жизнь христианина пронизана заботой о спасении себя и других людей, направлена к общению с Богом. Молитва есть вхождение в «близость дали», в стояние пред Богом, в открытость божественного присутствия. Христианин – это не просто индивидуум, который живет сам по себе (точнее думает, что живет сам по себе). Христианин живет, пребывает в-месте с Богом, вместе с Иисусом Христом. Жизнь христианина есть непрерывная молитва. И в этой жизни надо быть очень внимательным. Противники спасения будут препятствовать приближению к Богу, строить козни, сбивать с пути истинного и тут поможет весь тот огромный аскетический опыт, накопленный в творениях Отцов Церкви, который учит «умному деланию».

Подробнее...

 

 Статья опубликована в: Сомин Н. В. Оправдание справедливости // Наше дело. – 2012. – №1 (9). – С.7–13.

Автор – Николай Владимирович Сомин, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института Проблем Информатики РАН, бакалавр теологии, преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (Москва).

Сделанный автором с православных позиций анализ такого явления, как социальная справедливость, в том числе применительно к современной России, столь же применим и столь же актуален и по отношению к Украине. Возможно, с ним не во всем можно согласиться, но это призыв нетеплохладного православного человека задуматься о том, как христианину жить в нехристианском мире.

Эта непростая справедливость

Если упомянуть в разговоре с православным человеком о социальной справедливости, то очень вероятно, что в ответ на губах появится презрительная улыбка, а наиболее начитанные вам приведут слова Исаака Сирина: "Не называй Бога справедливым, ибо если Бог справедлив, то я погиб" – мол, если бы Бог судил не по любви, а по всей справедливости, то, как сказал Псалмопевец, «не оправдится пред Тобою всяк живый». А кое-кто из батюшек вам популярно разъяснит, что жажда социальной справедливости – это не что иное, как зависть шариковых к состоятельным людям, чувство постыдное, которого христианин должен чураться. Думается, что такое отношение к социальной справедливости как раз нельзя назвать справедливым, и нам, христианам, необходимо более вдумчиво отнестись к этому понятию.

Подробнее...

 
Доклад на II Международных Покровских миссионерско-просветительских чтениях «Церковь в мире: служение любви»

Киев, 22-24 октября 2009 г.

Когда речь идет о развитии богословия и философии, мы говорим практически об одном и том же, о познании Истины, только разными путями. Но, в свою очередь, эти разные пути могут идти или вместе, сливаясь в один путь постижения истины, или же расходиться и приходить к разным результатам.

Господь, сотворив человека по Своему образу и подобию, дал ему свободную волю. Поэтому человек свободно выбирает все в своей жизни и, прежде всего, – слушаться своего Творца, или не слушаться Его. Это относится и к пути познания. Бог дал человеку разум, которым он может познавать мир и его Творца, Самого Бога, Истину.

Однако разум человека может успешно познавать Истину только тогда, когда человек живет по заповедям Божиим, слушает своего Творца, исполняет Его волю. До своего грехопадения Адам продемонстрировал этот успех глубокого познания мира, давая имена Божиим творениям (Быт. 2: 19-20). Но грех нарушил этот баланс, человек перестал слушаться своего Творца, его ум помрачился. До грехопадения ум человеческий объединялся с умом Божиим и достигал ясности видения, созерцания Истины. Грех разделил их, человек начал смотреть на этот мир и изучать Божие творение только своим умом. И все же верующим в истинного Бога людям Господь давал Свое Откровение, которое помогало человеку возвращаться к гармонии познания его разума с Божиим умом, с Его словом.

Подробнее...

 

Публікація в: Архімандрит Іов (Геча).  «Поминающе… второе и славное паки пришествие» // Православний вісник. – 2009. – № 1. – С. 56–58.

Напевно, мало хто з нас звертає увагу на дивні слова, що їх промовляє священик за кожною Божественною Літургією наприкінці анафори Свт. Іоана Золотоустого. До речі, подібні слова зустрічаються й в анафорі Свт. Василія Великого. Звичайно, одна з причин пов'язана з тим, що в більшості випадків слова євхаристичної молитви читаються священником не вголос, а тихо. Але навіть багато священиків, які читають цю молитву майже щодня, часто не усвідомлюють глибину цих слів.

В цій молитві сказано: «Поминающе убо спасительную сию заповедь, и вся яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождения, одесную седение, второе и славное паки пришествие».

Те, що Божественна Літургія відправляється як спомин Спасительних Страстей – в пам'ять Розп'яття Христового, Його триденного погребіння і світлого Його Воскресіння, славного Його Вознесіння та Його сидіння праворуч Отця – нас не дивує. Але яке може мати значення поминання під час Божественної Літургії Його славного другого пришестя, яке ще не відбулося, і до якого ми всі, християни, благоговійно готуємось?

Подробнее...