Статьи
В этом разделе представлены статьи членов КРФО по богословию и религиозной философии, опубликованные в различных изданиях
Филиппенко Н. Г. Киевское Религиозно-философское общество (1908–1919): неизвестные страницы истории. Организация, люди, судьба (по материалам архивов и дореволюционной периодики)История философии дореволюционной России таит в себе еще много "белых пятен". И чем ближе какой-либо феномен ее к октябрю 1917 года, тем больше "провалы" в его осмыслении, поскольку в этой точке истории оборвалось не только течение государственного развития страны, но и ушла во внешнюю и внутреннюю эмиграцию та часть культуры, истоком которой было Православие. Внешнее скитальчество такой культуры, сохранив в своем смысловом ядре главное — православное вероучение, со временем обусловило утрату ее исконного языка (а вместе с ней и исчезновение некоторых содержательных нюансов, хранителем которых он выступал), а также уход от обсуждения целого ряда проблем, которые становятся слишком гипотетичными в чужеродном цивилизационном каркасе (в частности, проблем философии истории). Внутреннее подполье сделало этот пласт культуры настолько сокрытым, что подлинное возвращение к нему как к своему смыслу может быть долгим и мучительным как для отдельных исследователей, так и для общества в целом, ибо предполагает вживание многих и многих в Православие, запрет на Которое таится уже не в государственном устройстве как таковом, а в душах тех, кто отвергает Христа. Филиппенко Н. Г. Киевское Религиозно-философское общество (1908–1918 (1919?): эскизы к историиДо сих пор собственно Киевскому Религиозно-философскому обществу была посвящена всего одна статья, написанная историком С. Шурляковым1. Ценность этой работы неоспорима, поскольку именно благодаря ей началось воссоздание истории общества. Однако, найдены новые документальные свидетельства, и возникла необходимость уточнить многое из того, о чем писал автор, дополнить начатое ранее неизвестными подробностями. Из-за неполноты архивов, обусловленной революционными событиями 1917 года и особенно потерями в ходе эвакуации времен Великой Отечественной войны, особую ценность приобретают публикации в периодике, позволяющие восполнить пробелы истории, в том числе и истории Киевского Религиозно-философского общества, информация о котором в газете "Киевская мысль" оказалась чрезвычайно важной: используя ее, можно восстановить многие детали деятельности общества. Назаров И. В. К 90-летию мученической кончины Митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского)
4 февраля 2008 года в Киевской Духовной Академии и Семинарии состоялось расширенное заседание Киевского Религиозно-философского общества, посвященное 90-й годовщине мученической кончины выпускника Академии выдающегося архипастыря митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) (†25 января (7 февраля) 1918 г.) — первого святителя, увенчанного мученическим венцом в период тяжких гонений, обрушившихся на Церковь Христову после 1917 года. Выступивший на заседании с докладом член Совета КРФО, доцент Киевского национального университета И. В. Назаров, основываясь на изданной в 1918 г. Киево-Печерской Лаврой книге прот. Феодора Титова "Венок на могилу высокопреосвященного митрополита Владимира", материалах церковных и светских периодических изданий времен революции и гражданской войны, а также киевских архивов, Шамаков О. М. Етико-естетичні характеристики кенотичності християнської культурної традиції в ранній періодВирішення надзвичайно складної проблеми кенотичності християнської культурної традиції в ранній її період є дуже актуальним завданням, оскільки дозволить краще зрозуміти витоки та сутність самої християнської культурної традиції. Ця традиція відіграла ключову роль у формуванні європейської культури. Важливе місце їй належить і в історії культури України, саме тому необхідно звернутися до витоків цієї традиції і зупинитися на сутнісних її складових. Такою складовою і є кенотичність, яку можна характеризувати у сферах теологічного, антропологічного, філософського та інших дискурсів. Ми ж спробуємо охарактеризувати її у сферах етики та естетики, що і є метою означеної статті. Столяр М. Б. Проблема смысла жизни в современной культуреРешение проблемы смысла жизни настолько сильно влияет на все сферы человеческой жизнедеятельности, что можно с полным правом утверждать: смысложизненные ценности составляют ядро культуры, определяя ее специфику. Речь идет, конечно, о господствующих в культуре пониманиях смысла. Но если смысложизненные ценности представляют ядро культуры в целом, то тем более это относится к философии. Древние и средневековые культуры были тем историческим пространством, в поле которого сложились все основные позиции по вопросу о смысле жизни. В дальнейшем эти позиции будут менять лишь свою понятийную форму. Именно поэтому новейшая философия делает такой упор на изощренности языка, на смаковании своей вербальной индивидуальности. По сути, поиски истины вытесняет стремление к самовыражению, а отсутствие принципиальной новизны компенсируется оригинальностью. |